Железнодорожный клуб им. В.И. Ленина
На бывшей Водопроводной улице (потом ул. Ленина, а ныне ул. Свободы) есть памятник-призрак – бывший железнодорожный клуб, а затем клуб Ленина.
Одноэтажное деревянное здание было построено в 1902 г. Управлением Сибирской железной дороги. До революции это здание называлось клуб «Общественного собрания железнодорожных служащих», которое возглавлял совет старейшин из начальства, чиновников, врачей и местных купцов. Членство было со взносами. В клубе был зрительный зал на 400 мест, фойе, бильярдный зал, два буфета. В этом здании с 1902 г. располагалась также библиотека. По «Уставу клуба» рабочих в него не пускали, а за чтение книг из библиотеки нужно было платить деньги.
12 октября 1905 г. здесь разместился комитет бастующих рабочих Челябинска. Стачечный комитет состоял из 18 депутатов от коллективов всех предприятий города. Председателем комитета был избран железнодорожный рабочий — большевик Роман Пивкин. В декабре 1905 г. комитет захватил Челябинский железнодорожный узел, отстранил царскую администрацию, назначил в управление своих представителей, установил контроль за железной дорогой и ввел восьмичасовой рабочий день. Стачечный комитет прекратил свое существование 31 декабря 1905 года. Позже на этом здании была установлена мемориальная доска. В связи с этими знаменательными событиями бывший железнодорожный клуб был включён в государственный реестр памятников истории и культуры.
Сразу же после прихода в Челябинск советской власти в Железнодорожном клубе организовались кружки: хор, струнный оркестр, физкультурный драматический.
В 20-30 е гг. клуб им. В.И Ленина в Железнодорожном районе стал центром пионерского движения. Ребята занимались в хоровых, драматических, спортивных, атеистических кружках.
В конце ХХ века здание снесли, но до сих пор оно осталось в реестре объектов культурного наследия регионального значения…
https://www.russianpressa.ru/avtorskaya-kolonka-yuriya-latysheva/novogodnyaya-progulka-po-ulicam-chelyabinska-ulica-svobody#prettyPhoto