Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

20.09.2018

Настройки

Обычная версия

Леонтий Михайлович Рабченок

«Человек в своей жизни может встретить 80000 людей. А сколько из них останутся в памяти?» – так начал разговор с нами  Леонтий Михайлович Рабченок, общественный деятель, председатель фонда «Будущее Отечества» им. Виктора Поляничко. Леонтий Михайлович рассказал о своем детстве, комсомольской юности и о тех людях, которые ему особенно дороги.

Друг и коллега Виктор Петрович Поляничко

Леонтий Михайлович сидит за столом. Над ним –  портрет. Сразу спрашиваем: «Чей?»

– Это портрет Виктора Петровича Поляничко, легендарной личности. Он был лидером нашей Челябинской областной комсомольской организации.

Когда в Северной Осетии шла кровопролитная война между осетинами и ингушами, Виктор Петрович пытался помирить две враждующие стороны. И у него это получалось. Но потом случилось так, что он «наступил» на некоторые денежные потоки … Жизнь такая штука интересная: кому-то денег мало, и он начинает красть у государства… Вот он помешал кому-то и погиб в результате покушения, 1 августа 1993 года, на Северном Кавказе...

Виктор Петрович был моим товарищем, мы работали вместе с 1965 года до конца его жизни. В память о нем был организован фонд  «Будущее Отечества», существующий уже 23 года, с сентября 2008 года я его председатель.

Разговор переключается на детство Леонтия Михайловича, прошедшее в городе Миассе. Вспоминаются самые дорогие близкие люди.

Мама Ольга Осиповна и семейные традиции

Мои родители были неграмотные, мама даже расписаться не умела, она родилась в 1912 году и помнила про время, когда работали на помещиков. В нашей семье была традиция: мы были обязаны встречать маму с работы. Если она работала в первую смену, то заканчивала рано, часов в 5-6 и сама приходила, завод далековато находился, а если во вторую, то заканчивала часов в 12, и мы ходили ее встречать.

Отец Михаил Никитович и любовь к чтению

– Отец отвел меня в библиотеку ещё в 3 классе и сам выбрал мне первые две книжки: басни Крылова и сказки Пушкина. А жили мы в подвале, в маленькой комнатке, спали на полу, по весне подвал заливали талые воды. Тогда всем жилось нелегко. Я сидел на окне и читал сказки Пушкина, пока было светло, а потом становилось темно – читать уже было невозможно, а мне хотелось знать, что дальше…

Мы тогда увлекались книгами, имели небольшую домашнюю библиотеку.  Было принято менять уже прочитанное на новые  книгами.  Как-то мы с братом, на деньги, сэкономленные от школьных завтраков, купили двухтомник Аркадия Петровича Гайдара.  Вокруг меня ходили мальчишки табунами, они предлагали поменяться, чтобы я им отдал эту книгу, они взамен даже 10, 12, 15 книг предлагали. В конце концов, я дрогнул, отдал Гайдара, а потом жалел. И все-таки позже мне удалось вернуть книгу назад, пришлось разменяться, отдать еще больше чем получил когда-то, но  этот томик со мной до сих пор. Как память о самой лучшей поре -- детстве.

Сегодня я даже не представляю свою жизнь без чтения. Максим Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Мое поколение так и считает. У нас в доме была одна спальня на всех, мы ложились рано, потому что родителям с утра надо было на работу. С братом мы спали в одной постели, брали фонарик и под одеялом читали книги. Это было забавно и страшно интересно, но если отец обнаружит, то приходилось прекращать.

Учитель истории – Кира Матвеевна

Любимыми предметами в школе были история и литература. Меня тянуло к истории, мы узнавали о новых странах, неизвестных городах и событиях. Учитель у нас был очень интересный – Кира Матвеевна. Она нам историю Древнего мира так увлекательно рассказывала, что мы сидели, раскрыв рты. Потом она говорила: «Ребята, а вот об этом можно прочитать».

И я шел в библиотеку, она была напротив нашей школы, носила имя писателя Ю.Н. Лебединского, но книг таких на дом не выдавали, их можно было взять только в читальном зале. Можете себе представить, что мы занимали очередь, чтобы прочитать какую-то интересную книгу. «Два капитана» В. Каверина, «Тайна двух океанов» – за ними выстраивались в очередь. История увлекала, Колумб увлекал, дальние страны, Крузенштерн, другие наши морские путешественники.

Я потом всю жизнь мечтал увидеть две вещи: Великую Китайскую стену и гробницу фараона. Мне это удалось уже во взрослом состоянии --  в 1976 году, я побывал в Египте, посетил гробницу Тутанхамона, пирамиду Хеопса. Потом мне довелось уже в 1989 году побывать в Китае и подняться на Великую Китайскую стену. Я думал, что она похожа на Кремлевскую стену  и  считал, что подняться на нее, как по лестнице,   не стоит никакого труда. Говорили же, что Мао Цзэ-дун даже в преклонном возрасте самостоятельно поднялся на Великую Китайскую стену. В районе Пекина этот подъем продолжался больше часа, всё время в гору. Но когда мы сами поднялись на нее, то поняли, что это очень высоко и очень трудно.

С детства я увлекался историей, поэтому закончил исторический факультет, затем аспирантуру. В итоге стал кандидатом исторических наук.

Тамара Эммануиловна, любовь к чтению и театру

– Да,  самое большое мое увлечение – это чтение. По секрету скажу, –   если я не успевал дочитать книжку дома, делал это прямо на уроке. У меня было из-за этого много проблем, особенно с учительницей английского языка Тамарой Эммануиловной. Она в детстве перенесла детский церебральный паралич и передвигалась только с помощью костылей.  Вот я и решил, что раз учитель не ходит по рядам, то мне всё позволено. Устраивался на последнюю парту и дочитывал. Мне казалось, что учительница  не видит то, чем я занимаюсь, а она все прекрасно видела… Задаст иногда какой-нибудь вопрос внезапно, приходилось как-то отвечать, выпутываться. За свою невнимательность к её предмету я был наказан тем, что в свидетельстве об окончании 7 класса (у нас тогда было обязательным семилетнее обучение) она мне поставила по английскому языку тройку. Я очень переживал потом. И часто сожалел о том, что не увлекся всерьёз иностранным языком в школьные годы, когда всё давалось так легко.

А еще у нас в школе был драмкружок.  Ребята  из параллельного класса пригласили меня  сыграть роль Олега Кошевого в спектакле по  роману А.Фадеева «Молодая гвардия».   Почему именно меня, не пойму до сих пор. Эта книга о  подпольной организации комсомольцев Краснодона, которая боролась с фашистами в годы войны. Нам очень нравились героические образы Ивана Земнухова, Сергея Тюленина, Любы Шевцовой, Ульяны Громовой, ну и, разумеется, комиссара «Молодой гвардии» --  Олега Кошевого. Так хотелось походить на него!  И вот я играл в этом спектакле роль  человека, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Даже его монолог про руки матери помню до сих пор.

Потом был спектакль «Снежная королева» по сказке Г. Х. Андерсена, «Серебряное копытце» по Бажову (там я играл роль охотника Кокованю). У меня и ружье было настоящее, которое я из дома принес…

Были и  другие увлечения.  Сразу после войны, году в пятидесятом, в Миассе открыли Дом пионеров. В таком   старом, неприспособленном для работы технических кружков  здании, с большими комнатами. Но нам было интересно.  Молодые летчики, танкисты, моряки --  совсем недавно вернувшиеся с войны, вели с нами занятия, учили делать планеры, модели боевых кораблей, парусников, яхт. Даже на соревнования с нами ездили в Златоуст, где я впервые увидел настоящее чудо архитектуры – Дворец Культуры Машиностроительного завода. К сожалению, моя яхта в финал не попала. Зато впечатлений от поездки осталось столько, что хватило на всю жизнь. Не случайно тогда говорили: всё лучшее детям. Но ни артистом, ни моряком я так и не стал.

Многие из моих знакомых нашли свое призвание, так же как и я,  лишь в зрелом возрасте.  Поэтому, очень важно ещё в детстве, слушать, что тебе подсказывает сердце, ценить и понимать свои увлечения. Вот так увлекся мой внук, например.

Внук, физика и Интернет

– В 8 классе Кирилл решил заняться физикой. Он тогда учился в гимназии № 1, а это, как известно,  учебное заведение с гуманитарным уклоном. И, к счастью, он скоро понял, что история или литература -- не его предметы. Пытался перейти   в 31 физико-математический лицей, написал вступительные тесты. Но  ему сказали, что уровень  знаний по физике у него гораздо ниже, чем требуется для ученика  с физико-математическим уклоном. Тогда внук  поднапрягся,  нашел через интернет заочную школу при Московском физтехе, стал получать и выполнять задания, работать над собой. За время учебы он побывал на 8 олимпиадах, на 6 был призером, на 2 – победителем. И получил приглашение поступить от Физтеха. И он единственный из Челябинской области, кто  прошел в тот год.

Бабушка ругалась, что  мальчик далеко за полночь   сидит в интернете. А оказалось, что он не играет, а узнает и решает задачки по физике. И я очень рад, что мы не перенастроили его на наше взрослое представление о его будущей профессии, не запрещали ему искать себя в теоретических проблемах квантовой физики. Сейчас у него все замечательно, он на втором курсе. Но отсев большой.  Из четырех  ребят в комнате он остался один. Двое не справились с учебным планом по итогам первого курса, а третьему посоветовали попробовать себя ещё раз, только с будущего учебного года.  Ему так исказали: возьмем тебя снова без конкурса и экзаменов, только ликвидируй пробелы. Представьте, какие задачи ставятся перед школьниками! Потому что только так мы сможем совершить настоящий технологический прорыв!

Около двух часов мы беседовали с Леонтием Михайловичем, удивляясь его эрудиции, прекрасному языку и жизнелюбию. Со стола улыбалась нам забавная собачка-копилка.

– Положите в нее одну любую монетку, – попросил наш собеседник и пояснил, – друзья на день рождения  подарили. Сказали, в конце года монетки достанешь и пересчитаешь, сколько человек за год встретил.

И, возможно, некоторые из повстречавшихся в этом году людей, окажутся не просто одними из 80 тысяч, а теми, кто останется в памяти надолго. Как запомнился и нам наш интересный земляк – Леонтий Михайлович Рабчёнок.

Алиса Плаксина, Валерия Чепрасова, Артем Вагин, газета «Переменка» лицея № 11 города Челябинска

     

     

 

Опрос

Кто был на сайте

Результаты
Августовская конференция работников образования
100-летие системы дополнительного образования
Вернисаж на Алом поле
Календарь мероприятий
Летняя кампания
Акция Подросток
Государственная итоговая аттестация – 2018
Приём детей в образовательные организации
Проект "Школьный гольф"
Анкета