Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

08.07.2025

Настройки

Обычная версия

Образование внешкольное до революции

Образование внешкольное до революции, просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленных на распространение научных и прикладных знаний и удовлетворение образовательных запросов населения. Термин «Образование внешкольное» возник во второй половине 19 – начала 20 вв. Внешкольное образование имело разнообразные организационные формы: воскресные и вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, народные театры и пр.

В России интенсивное развитие началось в конце 50 – х гг., в Челябинске – с 90 – х гг. 19 в. – периода постройки железной дороги, начала бурного демографического роста и хозяйственного подъема в городе.

Первый опыт организации учреждений внешкольного образования в Челябинске связан с именем преподавателя 1-го мужского начального училища С.К. Кузьмина, который в 1887 создал мужскую воскресную школу при финансовой поддержке В.М. Колбина. Возможность организации других учреждений была ограничена правительственными правилами 1876, регламентировавшими устройство и проведение народных чтений и публичных лекций. Правила разрешали устраивать чтение лишь в крупных губернских городах, строго по тексту сочинений, список которых утверждался ученым комитетом Министерства народного просвещения (МНП) или Святейшим Синодом. Привлечение другой литературы, в том числе разрешенной общей цензурой, но не попавшей в число одобренных ученым комитетом, запрещалось. В 1893 подобные мероприятия были разрешены в провинции, в том числе и в Челябинске. В 1898 местная интеллигенция при активном участии предпринимателей И.К. Покровского, В.К. Покровского и содействии инспектора народных училищ Челябинского района М.М. Данилова организовала Общество попечения о народном образовании. В первые годы деятельности общества основные усилия в области внешкольного образования были направлены на организацию народных чтений и публичных лекций по общеобразовательным, духовно-нравственным вопросам, гигиене и санитарии, сельскому хозяйству. Директор народных училищ, находившихся в Оренбурге, утверждал программу каждого чтения и лекции для народа только при наличии заранее подготовленного конспекта. На губернаторов возлагался общий надзор за проведением подобных мероприятий. Чтения по медицине, например, утверждались губернским врачебным инспектором, по сельскому хозяйству – уполномоченным по сельскохозяйственной части. Обязанности проводить эти мероприятия (в свободное от основных занятий время и безвозмездно) брали на себя многие годы подряд М.Н. Андреева, А.И. Балакина, И.Д. Искосков, С.Н. Коробейникова, Е.Р. Липсберг, А.Ф. Сурьянинова.

Другой важной стороной деятельности в сфере внешкольного образования являлась организация народных библиотек. Первая из них появилась в городе при духовном училище, но в 1872 была закрыта ревизором Синода. После этого отдельные лица неоднократно ходатайствовали перед правительством об открытии библиотек на общественные средства, однако получали отказ. Лишь в 1898 в Челябинске была открыта городская народная библиотека, действовавшая по правилам «О бесплатных народных библиотеках-читальнях», утвержденных в 1890. Эти правила предполагали, что городское самоуправление имеет возможность имеет возможность подавать прошение губернатору с просьбой о разрешении открытия бесплатных читален. Указывалось, что их следует пополнять лишь теми книгами, которые значились в списках ученого комитета МНП, составленного специально для народных библиотек. Списки включали только часть литературы, разрешенной общей цензурой для публичных платных библиотек.

В 1903 году по инициативе Комитета попечительства о народной трезвости был открыт народный дом, сразу ставший центром внешкольного образования. Здесь проводились чтения, устраивались концерты и театральные представления для взрослых, праздничные елки для детей, работала чайная комитета попечительства о народной трезвости.

Порядок ограничения общественной инициативы в области внешкольного образования сохранялся вплоть до революции 1905 – 07, когда народные читальни пост. от 2 декабря 1905 года попали под действие правил «О публичных библиотеках», не содержавших требований двойной цензуры, а также «Временных правил о собраниях» (4 марта 1906), утверждавших уведомительный порядок проведения образовательных мероприятий. Характер литературы, выносимой на публичные чтения, теперь всецело зависел от организаторов чтений и «Устава о цензуре и печати», регулировавшего вопросы, связанные с использованием печатной продукции. Во «Временных правилах…» сохранялись указания на «вредные для нравственности и порядка» собрания, в которые не имела права вмешиваться полиция.

Значительные перемены в правительственной политике привели к быстрому развитию внешкольного образования в Челябинске. В 1906 году была мусульманская библиотека-читальня, в организации которой большую роль сыграл З.Г. Галеев. В 1908 году при его участии возникла мусульманская воскресная школа. В 1907 при реальном училище были открыты общественные образовательные курсы для взрослых, при Обществе попечения о народном образовании организована воскресная школа. В 1908 году это общество организовало музей наглядных пособий, который затем переехал в Народный дом, где в 1909 году была устроена детская библиотека.

Помимо названных учреждений внешкольного образования к 1913 в поселке Порт-Артур действовала православная воскресная школа под руководством отца Д. Сперанского. На этом этапе в развитие внешкольного образования внесли значительный вклад В.В. Макаровский и Л.В. Евреинов. В предвоенные годы в Челябинске продолжалась работа по организации народных чтений и публичных лекций, а также проведению народных гуляний и празднеств, которые должны были отвлекать взрослое население от пьянства. Внешкольное образование стало необходимым дополнительным элементом начального народного образования в Челябинске, предоставляло возможность бесплатного обучения неграмотному населению.

Главные задачи: привитие городскому населению навыков культурного проведения досуга и приобщение его к общественной и духовной жизни.

 

 

Челябинск: Энцикл./Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Изд. Испр. И доп. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – 1112 с.; ил.

Опрос

Кто был на сайте

Результаты
Государственная итоговая аттестация
Приём детей в образовательные организации
Администрация Челябинска Движение первых
Проектный офис «БЕРЕЖЛИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профориентация
Акция Подросток
Летняя кампания
Цветущий город
Календарь мероприятий
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!