Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

20.10.2018

Настройки

Обычная версия

Образование внешкольное до революции

Образование внешкольное до революции, просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленных на распространение научных и прикладных знаний и удовлетворение образовательных запросов населения. Термин «Образование внешкольное» возник во второй половине 19 – начала 20 вв. Внешкольное образование имело разнообразные организационные формы: воскресные и вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, народные театры и пр.

В России интенсивное развитие началось в конце 50 – х гг., в Челябинске – с 90 – х гг. 19 в. – периода постройки железной дороги, начала бурного демографического роста и хозяйственного подъема в городе.

Первый опыт организации учреждений внешкольного образования в Челябинске связан с именем преподавателя 1-го мужского начального училища С.К. Кузьмина, который в 1887 создал мужскую воскресную школу при финансовой поддержке В.М. Колбина. Возможность организации других учреждений была ограничена правительственными правилами 1876, регламентировавшими устройство и проведение народных чтений и публичных лекций. Правила разрешали устраивать чтение лишь в крупных губернских городах, строго по тексту сочинений, список которых утверждался ученым комитетом Министерства народного просвещения (МНП) или Святейшим Синодом. Привлечение другой литературы, в том числе разрешенной общей цензурой, но не попавшей в число одобренных ученым комитетом, запрещалось. В 1893 подобные мероприятия были разрешены в провинции, в том числе и в Челябинске. В 1898 местная интеллигенция при активном участии предпринимателей И.К. Покровского, В.К. Покровского и содействии инспектора народных училищ Челябинского района М.М. Данилова организовала Общество попечения о народном образовании. В первые годы деятельности общества основные усилия в области внешкольного образования были направлены на организацию народных чтений и публичных лекций по общеобразовательным, духовно-нравственным вопросам, гигиене и санитарии, сельскому хозяйству. Директор народных училищ, находившихся в Оренбурге, утверждал программу каждого чтения и лекции для народа только при наличии заранее подготовленного конспекта. На губернаторов возлагался общий надзор за проведением подобных мероприятий. Чтения по медицине, например, утверждались губернским врачебным инспектором, по сельскому хозяйству – уполномоченным по сельскохозяйственной части. Обязанности проводить эти мероприятия (в свободное от основных занятий время и безвозмездно) брали на себя многие годы подряд М.Н. Андреева, А.И. Балакина, И.Д. Искосков, С.Н. Коробейникова, Е.Р. Липсберг, А.Ф. Сурьянинова.

Другой важной стороной деятельности в сфере внешкольного образования являлась организация народных библиотек. Первая из них появилась в городе при духовном училище, но в 1872 была закрыта ревизором Синода. После этого отдельные лица неоднократно ходатайствовали перед правительством об открытии библиотек на общественные средства, однако получали отказ. Лишь в 1898 в Челябинске была открыта городская народная библиотека, действовавшая по правилам «О бесплатных народных библиотеках-читальнях», утвержденных в 1890. Эти правила предполагали, что городское самоуправление имеет возможность имеет возможность подавать прошение губернатору с просьбой о разрешении открытия бесплатных читален. Указывалось, что их следует пополнять лишь теми книгами, которые значились в списках ученого комитета МНП, составленного специально для народных библиотек. Списки включали только часть литературы, разрешенной общей цензурой для публичных платных библиотек.

В 1903 году по инициативе Комитета попечительства о народной трезвости был открыт народный дом, сразу ставший центром внешкольного образования. Здесь проводились чтения, устраивались концерты и театральные представления для взрослых, праздничные елки для детей, работала чайная комитета попечительства о народной трезвости.

Порядок ограничения общественной инициативы в области внешкольного образования сохранялся вплоть до революции 1905 – 07, когда народные читальни пост. от 2 декабря 1905 года попали под действие правил «О публичных библиотеках», не содержавших требований двойной цензуры, а также «Временных правил о собраниях» (4 марта 1906), утверждавших уведомительный порядок проведения образовательных мероприятий. Характер литературы, выносимой на публичные чтения, теперь всецело зависел от организаторов чтений и «Устава о цензуре и печати», регулировавшего вопросы, связанные с использованием печатной продукции. Во «Временных правилах…» сохранялись указания на «вредные для нравственности и порядка» собрания, в которые не имела права вмешиваться полиция.

Значительные перемены в правительственной политике привели к быстрому развитию внешкольного образования в Челябинске. В 1906 году была мусульманская библиотека-читальня, в организации которой большую роль сыграл З.Г. Галеев. В 1908 году при его участии возникла мусульманская воскресная школа. В 1907 при реальном училище были открыты общественные образовательные курсы для взрослых, при Обществе попечения о народном образовании организована воскресная школа. В 1908 году это общество организовало музей наглядных пособий, который затем переехал в Народный дом, где в 1909 году была устроена детская библиотека.

Помимо названных учреждений внешкольного образования к 1913 в поселке Порт-Артур действовала православная воскресная школа под руководством отца Д. Сперанского. На этом этапе в развитие внешкольного образования внесли значительный вклад В.В. Макаровский и Л.В. Евреинов. В предвоенные годы в Челябинске продолжалась работа по организации народных чтений и публичных лекций, а также проведению народных гуляний и празднеств, которые должны были отвлекать взрослое население от пьянства. Внешкольное образование стало необходимым дополнительным элементом начального народного образования в Челябинске, предоставляло возможность бесплатного обучения неграмотному населению.

Главные задачи: привитие городскому населению навыков культурного проведения досуга и приобщение его к общественной и духовной жизни.

 

 

Челябинск: Энцикл./Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Изд. Испр. И доп. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – 1112 с.; ил.

Опрос

Кто был на сайте

Результаты
Конкурсы профессионального мастерства
100-летие системы дополнительного образования
Вернисаж на Алом поле
Календарь мероприятий
Летняя кампания
Акция Подросток
Государственная итоговая аттестация – 2018
Приём детей в образовательные организации
Проект "Школьный гольф"
Профориентация