Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

18.08.2018

Настройки

Обычная версия

Дополнительное образование. Челябинск

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ, совокупность сети образовательных учреждений разного типа и форм, социокультурных учреждений и организаций, социокультурных образований и объединений; комплекса социокультурных и образовательных программ и проектов; системы органов управления и сопровождающих служб. Зарождалось сразу после революции 1917 и Гражданской войны в форме эпизодических образований и мероприятий: так, Л. Н. Сейфуллина написала пьесу для детей, сама поставила и играла в ней, организовала один из первых детских театров при Народном доме; по инициативе В. П. Правдухина, работавшего в Наробразе, была открыта первая детская библиотека; в 1920 по инициативе Г. Д. Моргулиса создана 1-я музыкальная школа, при Губполитпросвете открылась 4-годичная изостудия под руководством талантливого художника Н. А. Русакова. Поскольку 1-й Всерос. съезд по внешкольному образованию (май 1919) рекомендовал организовывать работу с детьми по кружковому принципу на основе игры, привлекая народные дома и клубы, такая деятельность развернулась и в Челябинске. Становление дополнительного образования происходило в 30-е гг. 20 в., когда оно оформилось типологически в 3 видах социокультурных учреждений: в школах в форме внеклассной работы и различных кружков; в народных домах и клубах [Домах культуры гор. или ведомств. в форме студий, кружков и творческих коллективов – напр., в 1933 в клубе ЧТЗ появился кружок баянистов под руководством популярного тогда музыканта С. Н. Бельтикова, где детская группа насчитывала 30 чел.] и в других учреждениях культуры (музеи, библиотеки); в специализированных детских учреждениях, целый ряд которых был создан в этот период. Так, в 1934 организованы Дом художественного воспитания детей, детская техническая сельско-хозяйственная станция, областная станция юных техников и областная станция натуралистов, в 1939 – экскурсионно-туристическая станция, т. е. профильные внешкольные учреждения, имевшие целью включить детей в общественно-полезную деятельность. Развитие дополнительного образования связано с возникновением комплексных (многопрофильных) специализированных учреждений – таких, как детские клубы и дома пионеров и школьников. В Челябинске Дом пионеров и школьников как центр внешкольного воспитания детей образовался в февр. 1940 и не прекращал своей деятельности в годы войны (с 1956 в здании на Алом поле – Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской). В 1958 создан Дом пионеров Тракторозаводского района. В 50–60-е гг. внешкольная работа развивалась под эгидой пионерской организации и комсомола. В начале 60-х гг. произошли качественные изменения в этой структуре: с одной стороны, появились новые образования в виде детско-юношеских клубов по месту жительства, что создало сеть внешкольных учреждений, приблизило их к обыденной жизни детей; с другой– возникли принципиально новые виды внешкольной работы, способствовавшие превращению ее в дополнительное образование и по форме, и по содержанию. Так, в 1962 на базе Дворца пионеров и школьников при сотрудничестве с ЧГПИ было создано одно из первых в стране НОУ, что значит. углубило специфику внешкольной работы, развивая не только художественные и “рукодельные” способности детей, но и интеллектуальные. В 70–80-е гг. сложившаяся на протяжении 10-летий сеть внешкольных учреждений расширялась и развивалась по всем направлениям. В 1-й половине 70-х гг. созданы Дома пионеров и школьников в каждом городском районе, городская станция юных техников и 1-й в России Клуб мальчишек для “трудных” подростков (на базе Дома пионеров № 1 Тракторозаводского р-на). В 80-е гг. появились новые формы комплексных учреждений, например, детский дом культуры “Ровесник” (1981), и окончательно закрепилось разделение внешкольных учреждений по административно-управленческой принадлежности на областные, городские и районные, они получили права на самостоятельность. Творческая инициатива внешкольных работников неоднократно получала самые высокие оценки: так, Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской в 1965 стал экспонентом ВДНХ СССР и удостоился диплома 1-й степени, в 1968 признан победителем Всесоюзного смотра внешкольных учреждений, а в мае 1970 опыт работы Дворца обобщила, одобрила и рекомендовала к широкому распространению в стране Коллегия Министерства просвещения СССР (1-й случай такой оценки деятельности внешкольного учреждения). Челябинск несколько раз становился авангардом внешкольной деятельности в стране: так, в 1964 на базе Дворца пионеров и школьников состоялся Всесоюзный семинар внешкольных работников, в 1977 – 1-е Всесоюзное совещание по комплексному воспитанию подростков проводилось на базе Клуба мальчишек, в 1986 на базе Детского дома культуры “Ровесник” – Всесоюзная конференция по организации работы по месту жительства. В 90-х гг. в связи с ухудшением общей финансово-экономической ситуации резко сократилась сеть детских комнат при ЖКО и клубов по месту жительства, кружков при ведомственных клубах и ДК, появилось платное дополнительное образование., что сделало его менее доступным. Одновременно шло переосмысление самих основ воспитательной работы, сути дополнительного образования и на этой основе его преобразование. Создавалась система дополнительного образования., имеющая качеств. нормативное, административно-управленческое, программное и научно-методическое обеспечение. Особая забота уделялась кадрам – теперь в системе работают высококвалифицированные специалисты со специальным высшим образованием (45,3 % – высшей категории, 15,5 % – 1-й); с 1997 проводится конкурс на лучшего педагога дополнительного образования – “Внешкольник”. Ведущую роль в системе играют специализированные детские учреждения, преимущественно комплексного (многопрофильного) характера: ДК; детско-юношеские клубы; центры эстетического воспитания, детского творчества, социально досуговые и спортивно-оздоровительные; клубы по месту жительства, количество которых с 2000 вновь значительно возросло. Наряду с ними возрождается дополнительное образование на базе общеобразовательных школ и учреждений культуры. В городской системе дополнительного образования функционирует около 3,5 тыс. объединений, в которых занимаются около 86 тыс. чел. Среди учреждений дополнительного образования – 10 комплексных (многопрофильных), 31 – однопрофильное специализированное, в т. ч. 6 художеств., 7 экологобиол., спорт.-оздоровит., туристич. и техн., 18 ДЮСШ по 20 видам спорта (13 ДЮСШОР) и 76 клубов по месту жительства. Сложилась практика программно-целевого управления развитием системы дополнительного образования. Так, реализуются целевые программы “Дети Челябинска”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “Одаренные дети”, спорт.-оздоровит., валеологич. образования, социального воспитания и др. В городе ежегодно проводятся фестивали детских художеств. коллективов “Хрустальная капель” и “Серебряная маска”, способствующие повышению уровня детской самодеятельности. Не случайно 18 детским коллективам Министерство образования РФ присвоило звание образцового детского коллектива, мн. коллективы являются лауреатами и дипломантами различных региональных, всероссийских и международных конкурсов: театральная школа-студия стала дипломантом 6-го Международного фестиваля “Театральные опыты-2000”, Центр хорового искусства – лауреатом 6-го Международного хорового конкурса, команды школ № 76 и 133 – победителями “Одиссеи разума” (Германия). Органами управления образования создаются условия для развития непрерывного дополнительного образования (в его структуре функционируют дошкольное, школьное, внешкольное, предвузовское, допрофессиональное, профессиональное, взаимодействие которых обеспечивает целостность образовательного процесса, интеграцию всех этапов и ступеней). Дополнительное образование сегодня представляет собой сложную, многофункциональную, многоуровневую, открытую, устойчивую развивающуюся социокультурную педагогическую систему.

 

Челябинск: Энцикл./Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Изд. Испр. И доп. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – 1112 с.; ил.

Опрос

Кто был на сайте

Результаты
Августовская конференция работников образования
100-летие системы дополнительного образования
Вернисаж на Алом поле
Календарь мероприятий
Летняя кампания
Акция Подросток
Государственная итоговая аттестация – 2018
Приём детей в образовательные организации
Проект "Школьный гольф"
Анкета