Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

26.04.2025

Настройки

Обычная версия

Семёнова Ольга Сергеевна

Вы знали, что в Центре внешкольной работы есть кружок по техническому конструированию? Нет? Я тоже не знала до того, как посетила клуб «Спектр» и познакомилась с Семёновой Ольгой Сергеевной – педагогом, который работает в клубе всего лишь с сентября этого года. Но, несмотря на такой маленький срок, Ольга Сергеевна и её ученики здорово конструируют и занимают призовые места. По образованию Ольга Сергеевна – педагог начальных классов, родилась в Екатеринбурге, училась в Шадринском государственном пединституте. С детьми работает 40 лет. Любит писать стихи для своих внуков и иногда вязать в свободное время. Именно с таким человеком я познакомилась недавно.

– Какие самые важные навыки дают детям ваши занятия, о чем они узнают?

– Я считаю, что такие занятия развивают пространственное мышление, логику. Мелкую моторику рук. Творческое воображение. И я стараюсь, учу ребят творчески осмысливать окружающий мир. На каждом занятии я обязательно знакомлю детей с историей. Вот, допустим, самое первое занятие – Каменный век. Самая простая поделка для первоклассников – это вертел, приспособление для жарки мяса на костре. Вертел они делают из металлического конструктора. А после каменного века мы идём дальше по векам. Бронзовый век, там люди изобрели какие-то средства передвижения. Придумали парус, лодку. В следующем веке люди изобрели колесо и сухопутное средство передвижения. Первые века люди передвигались по воде. А потом начала развиваться наша цивилизация. И летательные аппараты. Вот сейчас мы как раз готовимся к конкурсу «Моя Вселенная». Естественно, тут у нас уже всякие летательные аппараты, зонды космические, станции, ракеты…

– Мальчики и девочки одинаково интересуются техническим конструированием?

– В основном мальчики. У меня вот 30 мальчиков. 3 группы по 10 мальчиков в среднем.

– Самая лучшая модель, которую собрали ваши ученики?

– Трудный вопрос. Модели, в общем-то, все любимые. Всё, что дети делают своими руками, они не просто собирают. Они ещё и защищают свою поделку.

– То есть, они предоставляют свою модель и рассказывают о ней, как о проекте?

– Да, да. Рассказывают перед детской аудиторией. Я учу их защищать свою работу. Поэтому считаю, что у нас нет лучшей работы, все любимые. Все удачные.

– Чем такое конструирование отличается от ЛЕГО, скажем?

– Ну, ЛЕГО – это более «продвинутая» конструкция. Мы используем, в общем-то, самые простые материалы. Начиная с металлического конструктора. В первый год ребята приходят, и я им рассказываю об истории изобретательства: знакомлю с именами людей, которые изобретали что-то, когда-то в течение всей истории нашей страны, да и не только нашей. Материалы у нас самые простые: бумага, картон, обычный конструктор. Детали ЛЕГО мы практически не используем. У нас конструктор «ЗНАТОК», электронные схемы собираем. И разные подручные материалы, например, потолочная плитка очень хорошо идёт.

– Как проходят конкурсы, в которых вы участвуете, что вы на них представляете?

– Я пришла 15 сентября, а через полтора месяца, в ноябре мы уже участвовали в первом конкурсе. Это были районные соревнования по начальному моделированию и конструированию. Подготовили группу из 3 человек, там 3 номинации были и групповой зачёт. И ребята выступили отлично, по району 2 место в номинации «Конструктор «ЗНАТОК», где надо было собрать схему. В декабре мы готовились ко всем новогодним конкурсам, «Новогоднему переполоху» и «Рождественской мечте». Далее в феврале мы участвовали в городском конкурсе по начальному техническому моделированию во Дворце пионеров и школьников, где я подготовила группу уже из 4 человек, каждый из них участвовал в своей номинации, «Леготехника» там, кстати, тоже была. Один из моих ребят занял 1 место в номинации «Архитектор», а в командном зачёте мы получили 3 место в городе.

– Столько конкурсов!

– Да, они у нас каждый месяц практически. Я стараюсь, чтобы дети участвовали во всех. В марте ­– «Город мастеров», в апреле открытие конкурса по техническому моделированию во  Дворце пионеров, мальчик уже прошёл заочный этап по итогам викторины, и его допустили к следующему, очному этапу.

– Почему вы решили стать педагогом по техническому конструированию?

– Я никогда не думала, что буду заниматься именно с мальчиками и конкретно техническим моделированием. Так получилось, что меня сюда пригласили поработать 5 лет назад. Я, уже будучи на пенсии, просто отдыхала, занималась внуками. И я согласилась. Думала, получится – буду работать, не получится – не буду. Тогда я проработала год. А потом уволилась, потому что внучку в первый класс некому было водить. И вот сейчас повторно меня пригласили работать. Получилось. И результаты хорошие.

– Чем вы занимаетесь в свободное время?

– В свободное время занимаюсь внуками. Люблю вязать, люблю почитать, люблю стихи писать. Писать – это моё увлечение с юности. Но там были такие стихи, романтические. А сейчас мои стихи связаны с детьми, в основном посвящены моим внукам, чтобы воспитать в них дружелюбие, доброе отношение к животным, вообще к природе. Такая тематика. Я даже написала для них небольшой сборник, который сделан полностью своими руками.

– Когда дети собирают модели, они делают это по парам или по одному?

– Бывает, и парами, бывает, и по одному. Очень часто они парами работают.

– Во время работы в парах у детей не возникают конфликты?

– Нет. Наоборот, они помогают, подсказывают  друг другу и обсуждают всё. Как говорится, один ум хорошо, а два лучше. Они всегда находят точки соприкосновения и парами работают в основном. У нас ещё бывают элементы соревнования на занятиях. Допустим, за одним столом одна команда сидит. За другим – другая. Выбираем капитана команды, и он старается поддерживать дисциплину в команде и смотрит, чтобы все ребята были заняты делом. А в конце мы смотрим, какая команда у нас по всем показателям лучше, по итогам работы.

– Сколько может собираться одна модель?

– Модели разные, в зависимости от сложности. Бывает и до трёх занятий. Можно и за одно собрать, если несложная модель. Металлический конструктор дети собирают на одном занятии и разбирают на другом, потому что в конце занятия мы выставку работ проводим. Выбирают также все вместе наиболее удачные работы.

– Ребята, которые занимаются у вас, только из младших классов?

– Да. Это младшие классы. У старшеклассников другие интересы. Здесь, в общем-то, и программа рассчитана на младшую школу, нацелена на развитие мелкой моторики рук. Чтобы дети могли длительное время держать ручку, карандаш в руках. Это для школы нужно.

– Можете рассказать, как изготавливается картонная модель?

– Да. Из картона делаем модели автомобиля, это занимает 3 занятия. На первом дети получают шаблоны и изготовляют развёртку автомобиля. На втором занимаются оформлением этой развёртки. То есть, нужно нанести линии, рисунки. Дети работают с помощью таких инструментов, как карандаш, ножницы, линейка. И они делают оформление. Выбирают сами: либо это цветные карандаши, либо краски, а, может быть, в виде аппликации из цветной бумаги. И на последнем, заключительном занятии дети уже занимаются сборкой, то есть все детали склеивают и крепят колёса.

– На конкурсах дети сами представляют свои работы? В таком маленьком возрасте?

– На конкурсах они сами защищают свои работы. Я их с первых дней этому учу. Каждый урок подготавливаю. Перед группой своей они рассказывают, учатся. Как сделал, что сделал. Они даже названия сами придумывают для работ.

– Но тематика даётся одна?

– Тематика одна. Вот, допустим, вчера наша тема была «Разные виды кузовов». Ребята собирали кузов «Кабриолет». И вспомнили сами, что колесо изобрели и были первые повозки, и название у них было тоже «кабриолет». А сейчас легковой автомобиль так называется. Дети собирали и в конце занятия выходили защищать свою работу. Вдвоём делали – вдвоём выходят. Они договариваются, кто что будет говорить. Один мальчик назвал свою модель «Скутер». Все запротестовали, что «Скутер» – это мотоцикл. Он сразу сел и сказал: «Ладно, я другое название придумаю».

– Откуда вы знаете столько исторических фактов?

– Читаю. Я же в свободное время читаю. И к занятием подготавливаюсь. Потом, я рассказываю и об изобретателях. О том, что раньше наши бабушки на стиральной доске стирали, воду носили. Сейчас, видите, как человечество шагнуло вперёд: в стиральную машину забросили и выстирали бельё, даже руки не замочили. Причём дети узнают не только, кто такой физик Попов, или Гагарин, или Курчатов. С этими фамилиями их, в общем-то, и в школе знакомят. А мы на наших занятиях...  Вот, например, кто изобрёл велосипед?

– Не знаю.

– А изобрёл его простой крестьянин Артамонов. Вот с такими, малоизвестными людьми знакомлю. Простой, российский крестьянин жил в глубинке, в какой-то дремучей деревушке. И он изобрёл велосипед. Такой скачок в развитии, в изобретательстве был в 18-19 веках. И  получилось, что одновременно в разных странах велосипед придумывали, и не только в России. Так что, кто первый – спорный вопрос, но ребята знают, что именно в нашей стране это был Артамонов.

Беседовала Жанна Клайн, 7 класс

Опрос

Кто был на сайте

Результаты
Государственная итоговая аттестация
Приём детей в образовательные организации
Администрация Челябинска Движение первых
Проектный офис «БЕРЕЖЛИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профориентация
За здоровый образ жизни
Форум "Современный ребенок"
Календарь мероприятий
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!