Школа № 131: от прошлого к настоящему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 131 г. Челябинска» находится в рабочем поселке Федоровке. История ее открытия связана с развитием промышленного комплекса города Челябинска. В 50-60-е годы велось строительство новых заводов, предприятий, расширение старых. Поселок Федоровка в те годы объединил более десятка разных предприятий. Люди приезжали сюда из разных городов и селений. Жили рабочие и их семьи в бараках, строительство велось слабо.
В 1959 году в поселке была открыта первая начальная железнодорожная школа №141 – новое одноэтажное здание с печным отоплением и четырьмя классными комнатами, заведующей назначена Надежда Ивановна Собина.
В начале 1961 года школа переводится в распоряжение РайОНО Советского района города Челябинска и получает номер 131, как 3-летняя начальная. В феврале 1964 года заведующей начальной школы №131 была назначена Нина Михайловна Прокопьева– молодой педагог начальных классов. Нина Михайловна работала над подбором педагогических кадров, решала вопросы благоустройства в классах, добилась открытия 4-го, 5-го и последующих классов.
В сентябре 1972 года директором школы приглашают работать учителя физики школы №124 – Нину Яковлевну Харину, в будущем – заслуженного учителя РФ, отличника народного образования, замечательного руководителя, наставника молодежи, мастера педагогического труда. У Нины Яковлевны была заветная мечта – новая школа для детей Федоровки.
Вопрос строительства школы поддержали руководители близлежащих предприятий: МО-16 (начальник Юрий Алексеевич Грибашов), СУ-807 (начальник Григорий Егорович Пишков), ЖБШ (директор Эдуард Николаевич Леонов), Шершнинский щебзавод (директор Владимир Александрович Синеглазов). Поддерживала эту идею и Мария Михайловна Кобзева, председатель Федоровского поселкового Совета. И вот мечта осуществилась – в 1983 году свои двери открыло двухэтажное здание школы.
Решая проблемы строительства школы, Нина Яковлевна и ее заместитель Нина Ивановна Терешина вместе с педагогами-единомышленниками создавали условия для всестороннего гармоничного развития личности.
В 80-е годы школа становится центром воспитания и образования Федоровки. В воспитательном процессе ведущими направлениями были трудовое и патриотическое воспитание. Развитие шефских связей с предприятиями поселка, организация соревнований «На лучший класс», по принципу «класс-бригада», использование современных оборудованных кабинетов: труда для начальной школы, столярные и слесарные мастерские, кабинет домоводства, где дети занимались полезным творческим трудом – выполняли заказы для предприятий, готовили наглядные пособия, шили наряды для театра мод «Сударушка».
Кабинетом обслуживающего труда заведовала Нина Алексеевна Чертина, ветеран труда. Она много лет возглавляла методическое объединение учителей обслуживающего труда района.
Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В поселке на каждой улице создаются РВО (разновозрастные отряды), где дети вместе со взрослыми могли планировать свой досуг и отдых.
С 1985-1989 годах в школе функционировало более 40 бесплатных объединениях дополнительного образования: кружки, спортивные секции, изо и фотостудии, руководителями которых были педагоги дополнительного образования, родители, специалисты с базовых предприятий.
Фотолаборатория, которой руководил Виктор Владимирович Борисов, стала центром проведения районных, городских, областных фотоконкурсов, там же проводились обучающие семинары. Фотокорреспонденты лаборатории ежегодно завоевывали призы и дипломы. В клубе по тяжелой атлетике соревновались старшеклассники, выпускники школы и родители. В спортзале проводились первенства по волейболу между сборными учителей и учащихся, родителей и команд базовых предприятий. В эти годы зарождается хорошая традиция выездных сборов на Ильменскую турбазу: сначала это сбор ударников и отличников учебы, затем сбор-учеба активистов. За высокие показатели в учебно-воспитательном процессе школа несколько раз получала переходящее Красное знамя.
С 1 сентября 1990 по 31июля 1996 года директором школы была Нина Ивановна Терешина - отличник народного просвещения, опытный высокопрофессиональный методист. Более 17 лет она проработала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, награждена медалью «За трудовую доблесть». В эти годы воспитательная система школы завершает первый этап формирования и начинает этап становления.
Коллективная творческая деятельность является основой воспитательного процесса. «Коммунарская методика» стала основополагающей в развитии и совершенствовании воспитательной системы школы. Возглавляла воспитательную деятельность Татьяна Сергеевна Паюсова – почетный работник общего образования РФ, педагог высшей квалификации. Развитие воспитательной системы школы способствовало появлению новых школьных традиций: «Костер дружбы», «Вахта памяти», «Малые олимпийские игры».
С 1 сентября 1996 года по настоящее время руководит школой Наталья Александровна Панюшкина, отличник народного просвещения, учитель высшей категории. Наталья Александровна сохранила все, что было создано и сформировано старшими наставниками. Под руководством Натальи Александровны воспитательная деятельность по-прежнему является одним из приоритетных направлений образовательного процесса. До настоящего времени заместителем директора по воспитательной работе школы Татьяной Сергеевной Паюсовой были разработаны и реализовывались комплексно-целевые программы: «Досуг», «Каникулы», «Мой город», «Ты и твое здоровье», была описана концепция развития воспитательной системы школы.
Школьные традиционные праздники стали общими для жителей Федоровки: «День знаний», «Нашим ветеранам низкий земной поклон», «Майские звезды», «Вот и стали мы на год взрослей» (итоговое общешкольное собрание). Дополнительное образование в школе приведено в соответствии с социальными запросами учащихся и их родителей, более 80% учащихся занимались в 22 творческих объединениях, реализующих свою деятельность в 10 направлениях. Результатом деятельности являлись победы и призовые места в состязаниях различного уровня. Творческое объединение «Умелые руки» (руководитель Ирина Владимировна Прокопьева), в 2000 году стало дипломантом Всероссийского конкурса «Мой Пушкин» в г. Сочи. «Студия-газета» (руководитель Елена Викторовна Назаренко) ежегодно принимала участие к городском конкурсе «Notebene» и занимала призовые места в номинации «Школьная газета». Драматический коллектив «Балаганчик» (руководитель Галина Николаевна Елагина) с 2003 года ежегодно получал звание лауреата городского конкурса «Серебряная маска». В 2006 году участник изостудии, руководитель Портнов Е.Б., получил Гран-При за свою работу «Мой город» в конкурсе прикладного творчества в рамках фестиваля «Хрустальная капель». Грамоты, дипломы и медали получали наши воспитанники на всероссийских и международных соревнованиях по карате (руководитель Хисамова Лилия Мавлютдиновна).
С 2008 по 2012 год развитие воспитательной системы школы набирает новые обороты. Заместитель директора по воспитательной работе Оксана Анатольевна Нуштайкина совместно с педагогами школы, классными руководителями, родителями, учащимися выстраивают воспитательную систему школы, направленную на развитие нравственного воспитания, воспитания гражданственности, патриотизма и любви к своему Отечеству, трудовой деятельности, воспитанию здорового образа жизни. Особое внимание уделяется интеллектуальному развитию учащихся, ориентированному, в первую очередь, на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности.
В школе эффективно внедряется в практику работы модульная программа научного общества учащихся, которая способствует возможности ученикам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей через учебно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. Участники научное общество учащихся, руководит которым Нуштайкина О.А., становятся победителями в области русского языка, литературы, краеведения и компьютерной грамотности в различных конкурсах интеллектуальной направленности: ТРПЛ в рамках «Шаг в будущее», конкурс реферативно-исследовательских работ в рамках Челябинского форум интеллектуального и научно – технического творчества молодежи «Шаг в будущее», городская конференция «Интеллектуалы XXI века», межрегиональная конференция исследовательских и проектных работ город Киров.
Также в это время в школе зарождается лего-конструирование под руководством Ирины Анатольевны Юсуповой, которая находилась у истоков становления лего-движения в городе Челябинске. На протяжение всего периода работы творческого объединения «Лего-конструирование», в котором с увлечением занимаются учащиеся 5-8 классов, не раз становилось активным участником, победителем и призером районных и городских мероприятий по направлениям «Информационно-коммуникационно
В целях развития вопросов здоровьесбережения учащиеся школы принимали участие в традиционной школьной конференции «Мы – за здоровый образ жизни!», которая проводилась на базе нашей школы совместно с представителями молодежного движения «Трезвая Россия». В районном этапе городского конкурса «Наше здоровье – в наших руках» учащиеся школы одержали победу в номинации «Лучшая выставка». Ежегодно ребята принимали участие в различных спортивных мероприятиях района и города.
Классные руководители работают над совершенствованием программ деятельности классных коллективов. В районном этапе муниципального конкурса «Самый классный классный» Зарипова Альмира Аксановна и Назаренко Елена Викторовна занимают 2 и 3 место.
В это время в школе действует 20 детских объединений в таких направлениях как: художественно-эстетическое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, естественнонаучное, научно-техническое, туристко-краеведческое, культурологическое. Общий обхват учащихся дополнительным образованием составляет более 90%.
Сегодня заместителем директора по воспитательной работе Дембинской Ниной Викторовной усовершенствована модель воспитательной деятельности школы. Эта работа была отмечена в заочном туре муниципального этапа Всероссийского конкурса работников образовательных организаций «Воспитать человека» в номинации «Защита и поддержка» - воспитание детей группы риска.
В качестве приоритетного направления воспитательной деятельности педагогический коллектив МБОУ «СОШ №131 г. Челябинска» выстраивает свою работу в направлении развития ученического самоуправления. На протяжении многих лет в школе действует Единый Центр Ученического Самоуправления, участники которого принимали участие в районном этапе городского конкурса «Я – гражданин России» с проектами «Уголок детства», «Доброе сердце» и т.д., а также в конкурсах «Журмикс» и «Notabene». Ежегодно в школе проводятся выборы Лидера школы. Действующий Лидер школьного самоуправления входит в актив учащихся города Челябинска. Силами участников школьного самоуправления организуются и проводятся различные массовые мероприятия для учащихся школы: День знаний, День учителя, День пожилого человека, новогодние мероприятия, Масленица, мероприятия ко Дню защитника Отечества и Международному женскому дню, памятные мероприятия к Дню Победы, парад звезд, последний звонок и многие другие.
Сейчас в школе действует 12 творческих объединений по таким направленностям как: художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая. Все объединения работают по утвержденным программ дополнительного образования.
Наиболее яркой является деятельность музыкально-пластического театрального коллектива «Аккорд» под руководством Ларисы Кафеевны Гафаровой. В объединении задействовано 36 учащихся школы, которые многократно становились лауреатами таких конкурсов, как городского фестиваль детских театральных коллективов «Серебряная маска», областной фестиваль театральных коллективов «Признание», Большой Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества в городе Москва.
Наша школа удалена от культурных заведений города (библиотек, ВУЗов, музеев и т.д.), что создает определенные трудности в удовлетворении интеллектуальных и эстетических потребностей родителей и учащихся и ограничивает потенциальные возможности взаимодействия педагогического коллектива с различными заведениями. До 1995 года школа являлась единственным центром воспитания в поселке. На сегодняшний день учащиеся, родители имеют возможность в свободное время заниматься и отдыхать во дворце культуры «Бригантина» Федоровки, с которым школа осуществляет тесное взаимодействие в вопросах воспитания и нравственного становления подрастающего поколения.
Таким образом, дополнительное образование школы потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности, и не потерять одаренного и талантливого ребенка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Оно помогает формированию мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей и включению учащихся в социально полезную деятельность.