Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

16.10.2025

Настройки

Обычная версия

Русский язык. ШЭ

29.09.2025

В соответствии с приказом Комитета по делам образования города Челябинска «Об организации и проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2025-2026 учебном году на территории города Челябинска» 1929-у от 29.08.2025 олимпиада по русскому языку проводится в традиционном формате на базе образовательных организаций, в которых обучаются участники олимпиады.
Участие в школьном этапе является добровольным. К выполнению заданий допускается любой школьник 5-11 класса.Участие в олимпиаде индивидуальное, олимпиадные задания выполняются участником самостоятельно, без помощи посторонних лиц.
Школьный этап олимпиады проводится по заданиям, разработанным для 5-11 классов. Участник олимпиады выполняет по своему выбору олимпиадные задания, разработанные для класса, программу которого он осваивает, или для более старших классов. В случае прохождения участников олимпиады, выполнивших задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем классам, программы которых они осваивают, на следующий этап олимпиады указанные участники и на следующих этапах выполняют задания, разработанные для класса, который они выбрали на предыдущем этапе олимпиады.

 

Продолжительность проведения школьного этапа олимпиады:
5-8 классы – 45 минут,
9-11 классы - 60 минут.

Опоздание участников олимпиады к началу ее проведения, выход из аудитории по уважительной причине не дают им права на продление времени выполнения заданий соревновательного тура..
Во время проведения соревновательных туров участникам запрещается:

  • общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории;
  • выносить из аудиторий и мест проведения олимпиады олимпиадные задания на бумажном и (или) электронном носителях, листы ответов и черновики, копировать/ фотографировать олимпиадные задания;
  • обмениваться любыми материалами и предметами, использовать справочные материалы, средства связи и электронно-вычислительную технику;
  • покидать место проведения без разрешения организаторов или членов оргкомитета.

В случае нарушения установленных правил участник олимпиады удаляется из аудитории, а его работа аннулируется. В отношении удаленного участника составляется акт, который подписывается представителем организатора или оргкомитета.

Характеристика содержания школьного этапа:
1. Задания олимпиады составлены с учетом «Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2025-2026 учебном году», разработанных Центральной предметно-методической комиссией.
2. В олимпиаде могут быть отдельные задания, рассчитанные на углублённое изучение русского языка.
3. Задания охватывают следующие разделы и темы:

5 класс

1. Фонетика и графика. (Алфавит. Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Характеристика звуков речи.)

2. Лексика. (Лексическое значение слов и фразеологизмов, лексическая сочетаемость. Пословицы и поговорки. Языковая игра. Заимствованная лексика)

3. Словообразование и морфемный состав слова. (Однокоренные слова и формы слова. Омонимичные корни. Значение отдельных морфем. Основные способы образования слов. Этимология слова.)

4. Морфология. (Определение грамматических признаков слов. Нормативное употребление и образование форм слова. Грамматические омонимы)

5. Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание. Члены предложения, простое и сложное предложение, осложненное предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационное оформление сложного предложения, предложения с однородными членами.)

6. Текст. (Тема, главная мысль. Средства выразительности. Тип речи.)

 

6 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Характеристика звуков речи.)

2. Орфография. (Правописание морфем.)

3. Лексика. (Лексическое значение слов. Синонимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Заимствованные слова. Старославянизмы. Омонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Пословицы и поговорки. Этимология слова.)

4. Словообразование и морфемный состав слова. (Однокоренные слова и формы слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Омонимичные корни. Свободные и связанные корни. Значение отдельных морфем. Способы образования слов. Словообразовательные модели, гнёзда, цепочки и пары. Этимология слова.)

5. Морфология. (Определение грамматических признаков слова. Нормативное употребление и образование форм слова. Грамматические омонимы.)

6. Синтаксис и пунктуация. (Члены предложения, простое и сложное предложение, осложненное предложение. Пунктуационное оформление сложного предложения, предложений с однородными членами.)

7. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности.)

 

7 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Исторические процессы в фонетической системе русского языка. Деление слова на фонетические слоги.)

2. Орфоэпия (изменение орфоэпической нормы).

3. Орфография. (Правописание морфем. Принципы русской орфографии)

4. Лексика. (Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, фразеологизмы, диалектизмы, профессионализмы, просторечия, архаизмы, историзмы, старославянизмы, неологизмы.)

5. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Основные способы словообразования. Двойственная мотивация образования слова. Словообразовательная цепочка. Исторические изменения морфемного состава слова. Формо- и словообразовательные морфемы. Этимология слова.)
6. Морфология. (Определение части речи, морфологических признаков. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)

7. Синтаксис и пунктуация. (Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении, осложненные предложения. Цельные словосочетания.)

8. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности.)

 

8 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Характеристика звуков. Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков. Позиционные и исторические чередования гласных и согласных звуков. Исторические процессы в фонетической системе русского языка. Деление слова на фонетические слоги)

2. Лексика. (Лексическое значение слов. Разновидности архаизмов, синонимов, омонимов. Этимологически родственные слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Стилистическая окраска слова. Пословицы и поговорки.)

3. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Исторические изменения в морфемном составе слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Этимология слова.)

4. Морфология. (Определение грамматических признаков слова. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)

5. Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание. Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении.)

6. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности.)

7. Орфография. (Правописание морфем. Принципы русской орфографии.)

 

9-11 класс

1. Орфоэпия и фонетика (артикуляционная характеристика звуков, позиционные изменения гласных и согласных звуков, ударение, произношение твердых и мягких согласных, изменение орфоэпической нормы, непроизносимые согласные, исторические процессы в фонетической системе русского языка и т. д.).

2. Графика, орфография (орфографический разбор слова, знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии, современной орфографической нормы, принципов русской орфографии).

3. Этимология (осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова).

4. Лексика и фразеология, лексикография (знание основных понятий лексики, лексического значения слов, русской фразеологии, умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте. Архаизмы и историзмы.).

5. Морфемика и словообразование (Морфемный и словообразовательный анализ, значение отдельных морфем, синонимичные и омонимичные морфемы; слово- и формообразующие морфемы. Словообразовательное гнездо, цепочка Нормативное употребление и образование форм слова.).

6. Морфология (знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова, умение давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении. Грамматическая омонимия.).

7. Синтаксис и пунктуация (Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.).

8. Культура речи и стилистика (знание языковых средств выразительности, речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой).

9. Сравнительное языкознание (задания на сопоставление языков, выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы).

 

Образцы (примеры) заданий прошлых лет можно посмотреть на портале olymp74.ru
Задания всероссийской олимпиады школьников по русскому языку: https://vserosolimp.edsoo.ru
Национальный корпус русского языка: https://ruscorpora.ru/

Словари русского языка: http://slovari.ru

Историко-словообразовательный словарь русского языка «Русский Древослов»: http:// drevoslov.ru 

Словарь морфем русского языка: http://www.drevoslov.ru/wordcreation/morphem 

Портал Грамота.ру: http://gramota.ru

Словари русского языка: http://dic.academic.ru 

Национальный корпус русского языка: http://ruscorpora.ru 

Этимология и история русского языка на сайте Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН: www.etymolog.ruslang.ru 

Ресурсы по русскому языку на сайте Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН: www.ruslang.ru
Сайт для подготовки к олимпиадам МОУ СОШ №1 Копейского городского округа: http://rusolimp.kopeisk.ru/
Портал «Лингвистика для школьников»: https://ling.olimpiada.ru/

Литература, рекомендуемая для подготовки участников:
Учебно-методические пособия: 1. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008. 2. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009. 3. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011. 4. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012. Дополнительная литература 1. Арсирий А. Т. Занимательная грамматика русского языка. – М., 1995. 2. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. – М., 1988. 3. Брагина А. Н. Неологизмы в русском языке. – М., 1973. 4. Будагов Р. А. История слов в истории общества. – М., 1971. 5. Буровик А. Родословная вещей. – М., 1985. 6. Вартаньян Э. А. В честь и по поводу. – М., 1987. 7. Вартаньян Э. А. Из жизни слов. – М., 1973. 8. Вартаньян Э. А. История с географией, или Жизнь и приключения географических названий. – М., 1986. 9. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. – М.. 1987. 10. Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо. Факультативный курс: Пособие для учащихся. – М., Просвещение, 1974. 11. Виноградов В. В. История слов / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: «Толк», 1994. 12. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М., 1988. 13. Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. – М., 1987. 14. Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М., 1993. 15. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. – М., 1982. 16. Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. – Л., 1988. 17. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. (Любое издание.) 18. Кронгауз М. А. Слово за слово. О языке и не только. – М., 2015. 19. Левонтина И. Б. О чём речь. – М., 2016. 20. Левонтина И. Б. Русский язык со словарём. – М., 2010. 21. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. – М., 1990. 22. Максимов В. И. К тайнам словообразования. – М., 1980. 23. Моисеев А. И. Звуки и буквы. Буквы и цифры. – М., 1987. 24. Моисеев А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. – М., 1980. 25. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1984. 26. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988. 27. Панов М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. – М., 2007. 28. Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских именах. – Л., 1991. 29. Шанский Н. М. В мире слов. – М., 1985. 30. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. – М, 1996. 31. Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. — М. : Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2007. — 704 с

Состав муниципальной предметно-методической комиссии, членов жюри, членов апелляционной комиссии школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2025/2026 учебном году:
Председатель муниципальной предметно-методической комиссии по русскому языку - Малаева Ольга Константиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»
Гоман Татьяна Борисовна - учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 93 г. Челябинска»
Пелихов Денис Александрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии ЮУрГУ, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»
Гревцова Светлана Викторовна - учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»
Технический специалист - Магафурова Гузель Ильдаровна, учитель математики и информатики МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»

 

Предварительные результаты

5 классы

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

10 классы

11 классы

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!