Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

16.10.2025

Настройки

Обычная версия

Литература. ШЭ

30.09.2025

 

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная.

А.С. Пушкин

Об олимпиаде

В рамках всероссийской олимпиады школьников проводится школьный этап олимпиады по литературе. Она проверяет знания по предмету в объёме школьной программы, уровень развития речи, читательский кругозор. Каждый может попробовать в ней свои силы.

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2025/2026 учебном году.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе заключается в том, что проводится отдельно для обучающихся 5,6,7,8,9,10,11-х классов и носит обучающий характер.

  1. Принципы организации школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

– Ученики 5,6 классов не принимают участие в олимпиаде на муниципальном уровне, ограничиваясь только школьным этапом. Исходя из этого школьный этап олимпиады для обучающихся 5,6 классов проходит в один этап в очной (традиционной) форме. Олимпиада включает в себя один блок заданий по 10 вопросов.

– Ученики 7,8,9,10,11-х классов школьный этап выполняют в очной (традиционной) форме. Задания данного этапа для обучающихся составляются ПМК муниципального этапа в соответствии с рекомендациями Центральной предметно-методической комиссии:

- для 7,8 классов – тестовая часть и задание творческого характера;

-для 9,10,11-х классов – задание аналитического характера (анализ прозаического или лирического текста по выбору учащегося).

Сроки проведения олимпиады: 30 сентября 2025 г., очный этап с 14.00 на базе ОО.

Организационно-технологическое обеспечение проведения очного (традиционного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Очный этап олимпиады школьников проходит в один день на базе ОО. При его проведении выделяются несколько аудиторий для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по одному человеку за партой.

Необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными (чёрная гелевая ручка, тетрадь) принадлежностями, ознакомить обучающихся с правилами выполнения заданий. Наличие в аудитории дополнительных материалов (словари, учебно-методическая литература, средства мобильной связи) исключается. В случае нарушения этих условий обучающийся исключается из состава участников олимпиады.

Все олимпиадные задания выполняются письменно в тетради. Работы предварительно кодируются. На обложке каждой тетради пишется соответствующий код. Код дублируется на прикрепленном бланке для кодирования. После этого обложка тетради снимается. Все страницы работы с указанием фамилии автора работы изымаются и проверке не подлежат.

Время выполнения заданий в зависимости от класса варьируется:

Для 5-6 классов – 45 минут;

для 7-8 классов – 90 минут;

для 9-11 классов – 180 минут.

С образцами и характеристиками заданий можно ознакомиться в Методических рекомендациях по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2025-2026 учебном году, составленных Центральной предметно-методической комиссией.

Проверка и оценивание работ

Для организации проведения очного (традиционного) школьного этапа олимпиады по литературе для обучающихся 5-11-х классов ОО формирует и утверждает состав предметного жюри из учителей русского языка и литературы в количестве не менее 3-х человек. Председателем жюри школьного этапа является руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы ОО.

Проверка работ выполняется в течение двух дней после проведения очного (традиционного) этапа.

Работы выполняются в прозаической форме (если в задании специально не оговаривается иное). Черновики сдаются вместе с работой. Черновики не проверяются. В случае если задание выполнено не полностью, члены жюри обращаются к черновику работы. В этом случае черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника олимпиады.

Объём работы не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.

Выполненные задания оцениваются членами школьного жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной муниципальной предметно-методической комиссией в соответствии с рекомендациями ЦПМК.

Работа должна быть проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. Результаты проверки всех работ участников олимпиады заносятся в итоговый протокол.

Темы заданий олимпиады

Задания охватывают следующие разделы литературы:

  1. Из устного народного творчества (сказки, былины, малые формы фольклора)
  2. Из древнерусской литературы
  3. Из русской литературы XVIII века
  4. Из русской литературы XIX века
  5. Из русской литературы XX века
  6. Из зарубежной литературы
  7. Литература и другие виды искусства
  8. Литература Южного Урала

Литература, рекомендованная для подготовки

  1. Анализ драматического произведения / Под ред. В. М. Марковича. Л., 1988.
  2. Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.
  3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.
  4. Воронин С.С. Олимпиадные задания по литературе. 5 – 6 классы: Часть 1 / Сергей Воронин: Издательские решения, 2025. — 90 с.
  5. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методические очерки о методике. Тула, 2000.
  6. Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа. (Любое издание.)
  7. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
  8. Кожинов В. В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М.,. (Изд.3-е – 2001).
  9. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А до Я / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. М., 2001.
  10. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
  11. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.
  12. Лихачёв Д. С. Внутренний мир литературного произведения (Любое издание)
  13. Поэтический строй русской лирики / Ответ. Ред. Г. М. Фридлендер. Л., 1973.
  14. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб, 1993.
  15. Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923)  Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М., 2007. С.21-40.
  16. Сухих И. Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. СПб., 2016; 2-е изд. – 2018.
  17. Эткинд Е. Г. Проза о стихах. М., 2001.

Словари и справочные издания

1. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. ― СПб., 2006.

2. Литература в школе от А до Я. 5–11 классы. Энциклопедический словарь-справочник. ― М.: Дрофа, 2006.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. ― М., 2001.

4. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От . От А до Я / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. ― М., 2001.

Сайты, рекомендуемые для подготовки

1. Журнал «Литература»

2. Сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

3. Сайт Гильдии словесников.

4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

5. Арзамас.

6. Полка.

Председатель предметно-методической комиссии:

Галактионова Наталья Евгеньевна, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №80 г. Челябинска».

Члены предметно-методической комиссии:

Воронин Сергей Сергеевич, заместитель директора МАОУ «Гимназия №80 г. Челябинска», учитель русского языка и литературы.

Гитенко Евгения Валерьевна, заведующий кафедрой русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №80 г. Челябинска», учитель русского языка и литературы.

Предварительные результаты

5 классы

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

10 классы

11 классы

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!