Экология.ШЭ
Результаты
К участию в олимпиаде приглашаются учащиеся 9-11 классов.
Участники школьного этапа, учащиеся 7-8 классов, вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае прохождения на следующие этапы олимпиады данные участники выполняют задания олимпиады, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе олимпиады.
Время выполнения заданий школьного этапа олимпиады по экологии 45 минут.
Итоги олимпиады подводятся с 9 по 11 класс по каждой параллели отдельно.
ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ
При составлении олимпиадных заданий предметно-методическая комиссия руководствовалась Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, который предусматривает следующие основные разделы.
1. Экология. Определение. Этапы становления. Задачи в современный период. Место среди других наук. Экологическая ситуация в мире и в стране. Решение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Основные разделы экологии – общая, социальная, прикладная.
2. Общая экология (экология природных систем). Общая экология – наука о наиболее общих закономерностях функционирования природных систем (биосферы, экосистем), взаимоотношениях живых организмов со средой обитания.
Среда и адаптация к ней организмов. Определение: среда, факторы среды, среды жизни. Классификация факторов. Закономерности их действия на организмы. Адаптация организмов к основным факторам и средам жизни. Биосфера, популяции и экосистемы как основные звенья биосферы. Популяции. Определение. Основные характеристики: размеры, структура, темпы роста, биотический потенциал, динамика и др.
3. Экосистемы. Определение. Биоценозы и биотопы, их единство. Связи в экосистемах. Экологические ниши. Закономерности функционирования и пределы (факторы) устойчивости. Цепи питания, круговороты веществ. Продуктивность и биомасса. Потоки энергии. Динамика экосистем. Сукцессии и их закономерности. Специфика антропогенных сукцессий. Агроценозы. Возможности управления экосистемами и их ресурсами. Биосфера. Определение. Границы Работы В.И. Вернадского. Роль живых организмов (живого вещества) в формировании и сохранении биосферы, среды обитания. Свойства и функции живого вещества. Устойчивость биосферы. Ее механизмы и факторы. Пределы устойчивости.
4. Социальная и прикладная экология (экология природно-антропогенных систем). Задачи. Связь с общей экологией. Объекты изучения – экосистемы, измененные человеком или искусственно созданные.
5. Место и роль человека в окружающем мире. Становление человека как биосоциального вида. Социальная среда. Экологические кризисы в развитии цивилизаций. Современный кризис и его специфика.
6. Масштабы воздействия человека на среду и биосферу в настоящее время. Их следствия. Важнейшие проявления деятельности человека в биосфере, нарушение круговорота веществ, потоков энергии, механизмов функционирования популяций, экосистем и биосферы. Влияние на среды жизни.
7. Основные экологические проблемы современного мира. Демографический взрыв, его сущность, причины и экологические последствия. Важнейшие проблемы, их масштабы, причины и следствия всеобщего загрязнения среды, изменения климата, и др. Экологические оценки современных способов получения и использования энергии, производственных процессов. Среда современных городов и поселений. Специфические экологические проблемы России.
8. Возможные пути решения экологических проблем. Особо охраняемые территории. Экологически обоснованные технологии. Биотехнологии. Освоение нетрадиционных источников получения энергии. Роль экологического образования, экологизации науки. Значение международного сотрудничества и мирового сообщества для охраны среды и биосферы. Экологический мониторинг. Возможности и пути реализации концепции устойчивого развития и учения В. И. Вернадского о биосфере.
При составлении заданий учитывались экологические проблемы и специфика Челябинской области.
ТИПОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ
Часть 1. Выберите один или нескольких правильных вариантов ответа
Часть 2. Закончите данные предложения.
Часть 3. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке
Часть 4. Выберите правильные утверждения и укажите их номера в матрице знаком «+»
Часть 5. Установите соответствие
Часть 6. Проанализируйте предложенную экосистему и ответьте на вопросы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (базовый уровень). 10 кл. – М.: Русское слово, 2013. – 180 с.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (базовый уровень). 11 кл. – М.: Русское слово, 2013. – 200 с.
3. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2014. – 302 с.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология. 10-11 кл.: базовый уровень. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 383 с.
5. Аргунова М. В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А. Экология. 10–11: Учеб. пособие для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
6. Алексеев С.В. Экология. 9 класс: Учеб.пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – 320 с.
7. Алексеев С.В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – 240 с.
8. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьѐв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. С. В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.
9. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. 10 – 11 классы: Учебник для профильной школы. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с.
10. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 252 с.
11. Захаров В.М., Трофимов И.Е. Экология и устойчивое развитие. «Будущее, которого мы хотим». Человек и природа. – М.: ГПБУ «Мосприрода» / Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН / Центр экологической политики России. – 2017. – 250 с.
12. Захаров В.М., Трофимов И.Е. Экология сегодня. Экология как мировоззрение. Человек и природа. Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы / Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН. – 2015. – 102 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Задания всероссийской олимпиады школьников по экологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Экология» портала www.rosolymp.ru.
2. Справочник «Ресурсы российского интернета по экологии» http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/environmental_resources_of_russian_internet.
3. Раздел сайта издательства «Дрофа», посвященный вопросам подготовки к олимпиадам –http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/other/.
СОСТАВ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Председатель предметно-методической комиссии
Клишина Ольга Николаевна, учитель биологии и экологии высшей категории МАОУ «СОШ № 70 г. Челябинска», Почетный работник общего образования Российской Федерации
Члены предметно-методической комиссии:
Баркан Ольга Юрьевна, учитель биологии высшей категории МАОУ «Лицей № 102 г. Челябинска», Почетный работник общего образования Российской Федерации
Рябова Наталья Александровна, учитель биологии высшей категории МБОУ «СОШ № 103 г. Челябинска»
Мосина Екатерина Сергеевна, учитель биологии высшей категории МАОУ «Гимназии № 96 г. Челябинска»
Ячменева Елена Николаевна, учитель биологии и географии высшей категории МБОУ «Лицей № 88 г. Челябинска»





