Научно-практическая секция "Современный гражданин Российской Федерации в возрасте от 0 до 3 лет» продолжила работу форума «Современный ребенок» в режиме онлайн трансляции 21 марта 2023 года
В обсуждении проблемы формирования гражданской идентичности ребенка младенческого и раннего возраста приняли участие представители самых разных научных дисциплин: педиатрии, психологии, дошкольной педагогики, коррекционной педагогики. Фундамент социального развития ребенка закладывается в раннем возрасте. Именно в эти годы формируются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.В раннем возрасте очень важно комплексное сопровождение детей, особенно детей группы риска.
Все спикеры отмечали, что первые годы жизни – это критически важный период для физического, социального, интеллектуального и личностного развития. Начиная с младенческого возраста, взрослые должны создавать условия для получения ребенком первичного опыта социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять просьбу воспитателя). В беседе и различных формах совместной деятельности формируются элементарные представления ребенка о себе, своем имени, внешнем виде, гендерной принадлежности (мальчик, девочка); о близких людях; о ближайшем предметном окружении и т.д. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, для формирования основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.
На секции представлен опыт работы МДОУ № 449, 481 по созданию качественной образовательной среды, обеспечивающей условия воспитания и развития ребенка раннего возраста в ДОО (подбор кадров, организация пространства группового помещения, особый адаптационный алгоритм, индивидуальное взаимодействие с каждой семьей и т.п.)
Вопросы, затронутые на секции, найдут своё продолжение в дальнейших методических мероприятиях муниципальной системы дошкольного образования.