На Южном Урале завершилась межрегиональная конференция «Программы поддержки научно-технического творчества детей: состояние и перспективы развития». Два дня около 200 специалистов со всей страны вместе с беларусскими коллегами обсуждали механизмы развития дополнительного образования, инструменты вовлечения вузов в разработку учебных программ и способы расширения участия негосударственного сектора в их реализации, а также делились опытом формирования у детей навыков технологической грамотности и инженерного мышления.
Дискуссионной площадкой первого дня работы конференции стал «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», в стенах которого расположены инновационные лаборатории детского технопарка «Кванториум», вот уже четыре года успешно работающего в регионе, и центра цифрового образования «IT-куб», открывшегося в этом году.
Со словами приветствия к участникам конференции обратились Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов, начальник отдела организации общего образования Управления образования администрации Магнитогорска Лариса Тихонова, проректор по образовательной деятельности МГТУ им. Г.И. Носова, профессор, доктор технических наук Дмитрий Терентьев.
«Сегодня мы встречаемся с вами, чтобы обсудить очень важную для нашей системы образования тему научно-технического творчества учащихся, — подчеркнул в своем видео-обращении Александр Игоревич. — Это направление дополнительного образования очень непростое для всех регионов Российской Федерации. Но именно оно создает фундамент будущих социально-экономических успехов нашей страны. Дети, которые получат первый опыт в научно-техническом творчестве, смогут потом закрепить свои знания в организациях общего, среднего и высшего образования. И наша с вами задача — дать возможность им проявить свои таланты уже сейчас».
Второй день конференции прошел в Сатке на площадке ДК «Магнезит» и в центре цифрового образования детей «IT-куб». До начала обсуждения программных вопросов перед собравшимися выступили заместитель Главы Администрации Саткинского муниципального района Марина Савостова, начальник Управления информационных технологий Группы Магнезит Андрей Костюченко и руководитель Регионального центра технического творчества Челябинской области Владислав Халамов.
«Дополнительное образование сегодня очень актуально, — обратился к собравшимся Владислав Николаевич. — Особенно техническое творчество, потому что оно учит ребенка формулировать проблему и ставить вопросы: почему не летит, почему не едет, почему не плывет и что нужно сделать для того, чтобы самолет полетел, корабль поплыл, электронная схема заработала. В этом направлении еще очень много задач, которые нам предстоит решить. И сегодня мы поделимся находками в области организационной работы, подготовки кадров, методики преподавания и обучения, проектной деятельности».
В рамках двухдневных встреч участники обсудили вопросы обновления содержания и методов обучения, создания единого отраслевого пространства детского допобразования, привлечения производственных и интеллектуальных партнеров. В открытом диалоге приняли участие начальник управления профориентации ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН» Анатолий Никич, руководитель центра цифрового образования «IT-куб» г. Магнитогорска Денис Полушкин и представители МГТУ им. Г.И. Носова — начальник отдела по воспитательной работе СПО Светлана Кожевникова и директор Проектной школы МГТУ Юлия Лактионова.
Особое внимание участники конференции уделили теме развития системы творческих конкурсов, фестивалей, детских научно-практических форумов и ранней профориентации, в том числе путем организации сетевого взаимодействия между учреждениями допобразования и детскими садами, школами, средним профессиональным образованием, а также с помощью проведения уроков технологии на базе инновационных площадок. О кружковом движении Национальной технологической инициативы рассказал руководитель направления по работе с регионами Александр Новиков:
«На данный момент, в кружковое движение НТИ вовлечено более 350 тысяч человек из 85 субъектов Российской Федерации. Участвуя в тех или иных мероприятиях, ребята реализуют собственные проекты, повышают уровень компетенций, борются за дополнительные баллы ЕГЭ. Конкурсы, которые проводятся в рамках НТИ, дают возможность детям по окончании Олимпиады остаться внутри кружкового движения. Они становятся либо сами наставниками, либо занимаются техническим творчеством уже в университетах в рамках различных молодежных конструкторских бюро. Многие, если мы говорим про школьников, поступают на инженерные специальности в технологические вузы. Если мы говорим про студентов, то это прямая траектория по трудоустройству в технологические компании, в том числе IT».
Особенностью конференции стал формат проведения — чередование пленарных дискуссий и встреч «без галстуков», практических занятий, мастер-классов, экскурсий. А еще гости прогулялись по детскому технопарку «Кванториум» и цифровому центру «IT-Куб», познакомились с талантливыми педагогами, яркими проектами, высокоточным оборудованием и инновационными лабораториями, благодаря которым сотни юных робототехников, программистов и изобретателей имеют такие же возможности осваивать техническое творчество, как и их сверстники из городов-миллионников.
Пристальный интерес участников вызвали уникальные разработки Регионального центра технического творчества. В том числе учебно-методические комплексы по робототехнике для дошкольников «ИКаРенок СУПЕР» и для детей с ОВЗ «ИнженерикУМ» и малобюджетные наборы для занятий авиа-, судо- и автомоделированием, позволяющие открыть «кружок с нуля» в каждой школе без особых вложений и затрат.
«Больше всего понравились «живые» мастер-классы, — поделилась своими впечатлениями Алсу Минниахметова, педагог дополнительного образования МКДОУ «Детский сад №15» г. Бакал. — Мы побывали в роли детей, собрали новый интересный конструктор Tinkamo, познакомились с учебно-методическим комплектом для работы с детьми с ОВЗ. Очень хочется приобрести эти методические разработки, чтобы применить их на практике у себя в учреждении».
Слушатели оценили формат встречи «без галстуков», поскольку именно такой неформальный обмен опытом становится акселератором инновационных решений для педагогов и наставников. И одно из них уже найдено — мало вовлечь детей в техническое творчество, надо суметь удержать их интерес в течение всего учебного года. А для этого на занятиях нужно создавать такие проекты, над которыми дети будут работать в связке с промышленными и интеллектуальными партнерами или найдут им реальное применение в повседневной жизни.