В 21 веке, когда бурно развиваются социальные сети и различные виды активности в интернете, особенно важно знать, как обезопасить себя и своих близких. Опасности подстерегают в самый неожиданный момент, ведь, регистрируясь на сайте, человек делится информацией о себе, выкладывает свои паспортные данные, номера банковских карт, геопозицию и т.п.. Самое страшное, что этим могут воспользоваться ради корыстных целей, попросту говоря – украсть. Информация – самый важный ресурс современности.
20 сентября 2018 года на базе МАОУ «ОЦ №2 г. Челябинска» был проведён семинар-практикум по теме «Безопасность в информационном обществе». Курчатовский район стал «пионером» в целой череде мероприятий по кибербезопасности, которые пройдут в городе для педагогов и ребят.
На вопрос, для чего проводится семинар и почему на базе площадке образовательного центра № 2, отвечает С.С.Лебедева, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 45 г. Челябинска», член городского методического объединения заместителей директора по воспитательной работе, одна из организаторов:
– На сегодняшний день это очень актуальный вопрос. Развитие информационного общества диктует необходимость обезопасить, в первую очередь себя, свои данные, свою жизнь, потому что существует огромное количество рисков, нарушений, например, в социальных сетях. Запрос, конечно же, идет в первую очередь от государства.
– Сколько времени вы готовились к этому семинару?
– Само мероприятие планировалось с апреля месяца. В июне проходил семинар для руководителей городских методических объединений, где специалисты -эксперты отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (Роскомнадзора) нас обучали различным компетенциям в сфере безопасности.
– Почему встреча состоялась на базе этой школы?
– Во-первых, образовательная организация №2 – это самое новое современное здание, и, во-вторых, здесь даже сама обстановка подходит для того, чтобы обсуждать новые глобальные вопросы.
После приветственного слова и теоретических основ проходили практикумы. Один из первых практикумов, которые нам удалось посетить, проводила Л.А. Солодова. Она говорила с заместителями директоров об информационной безопасности в школах, о том, как важно всегда быть бдительным всегда:
– Информационная безопасность у нас развита. Защита персональных данных, строгое определение функциональных обязанностей. Мы доводим информацию до обучающихся, как на уроке информатики, так и на внеклассных мероприятиях, работаем с родителями, педагогами, стараемся донести информации максимально доступно.
В секции классных руководителей поднимался вопрос о страничке в соцсетях у педагога. Вопрос действительно сложный: нужно уметь «просеивать» информацию и доносить её таким образом, чтобы не ущемлять права ни учащихся, ни учителей.
Педагоги-психологи и социальные педагоги уделили особенное внимание вопросу поддержки ученика, если произошёл случай нападения или «травли» в социальных сетях. Многие боятся сказать резкие слова в лицо, но с лёгкостью пишут их в интернете. В итоге возникают конфликты, разборки. Социальным работникам нужно уметь не только оказать моральную поддержку, но и решить конфликт таким образом, чтобы в дальнейшем не повторялись такие ситуации.
Вот что говорит об этом Н.Н.Дорофеева, член городского методического объединения социальных педагов:
– Мы сталкивались с такой ситуацией, когда ученик был на грани из-за того, что его компрометировали в интернете. В такой ситуации нужно поговорить как с детьми, так и с родителями. Мы пришли к компромиссу и уладили эту ситуацию.
Секция для педагогов-организаторов, руководителей детских СМИ, общественных организаций и ОУСУ совместила сразу два практикума: "Кибербуллинг" от Д.Е.Силантьева и "Деловая игра "Медиаобразование" как один из инструментов повышения медиаграмотности" от А.М.Гильдиной. Педагоги и руководители узнали, как сделать ребят грамотнее в медиасфере, используя игровые практики, и получили методические разработки, сами поучаствовали в одном из этапов игры. Потом рассматривали проблему кибербуллинга: кибербуллинг, в целом, это то же самое, что и буллинг (от англ. Bully - хулиган). Предлагались способы борьбы с издевательствами в классе довольно нетрадиционным способом – с помощью комиксов, которые объясняли, "что такое хорошо и что такое плохо". Много говорилось о самой сути этого явления и о том, как его распознать; о том, что травля – это всегда проблема группы или общества. "Нужно называть вещи своими именами. Насилие – это насилие, " – сказал Данил Силантьев, педагог-организатор МБОУ «СОШ № 28 г. Челябинска».
Безопасность в интернете – это важный вопрос. Нарушение порядка карается законом. Все школы по завершению семинара получили «дорожные карты», составление которых поможет всегда помнить о безопасности и сохранять бдительность. Эффективность работы «в сети» (и в команде) показал нетворкинг, предложенный С.Н.Николаевой: «Толпу бумажек возле монитора/ Сожги, свалив в большой железный таз. / Всё нужное тебе - в мобильном на повторе,/ А остальное гуглится на раз.» Дорожные карты, объединенные в одну, как результат командной работы будут отправлены специалистам МБУ ДПО «ЦРО г. Челябинска» для составления дорожной карты по обеспечению кибербезопасности в образовательных организациях города.
Авторы: Елена Щербакова, Жанна Клайн, газета «Тинейджер».
Фоторепортаж Анастасии Щербатовой