Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

25.04.2024

Настройки

Обычная версия

Определены лучшие юные исследователи и экскурсоводы среди активов музеев образовательных организаций Челябинска

Определены лучшие юные исследователи и экскурсоводы среди активов музеев образовательных организаций Челябинска
09.12.2016

    2 декабря 2016 года в Музее муниципальной системы образования прошел завершающий этап конкурса активов музеев образовательных организаций «История одного экспоната». Юные исследователи представили свои работы и провели тематические экскурсии по мини-экспозициям. Творческим подарком для всех гостей конкурса стало выступление команды Мадины Рафаиловны Мажитовой (МБУДО «ЦТРиГО “Перспектива”»).

    По результатам работы высокопрофессионального жюри, в составе которого были начальник отдела по обеспечению развития воспитательных  систем и дополнительного образования Комитета по делам образования города Челябинска И. Л. Качуро; главный специалист отдела по обеспечению развития воспитательных  систем и дополнительного образования Комитета по делам образования города Челябинска М. В. Клюшникова; заместитель директора МАУДО «ДПШ» И. Н. Рождественская; руководитель городского методического объединения музеев образовательных учреждений города Челябинска, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» Е. П. Якуба; заведующая музейным комплексом ФГОУ ВО ЮУрГГПУ, к. п. н. Н. А. Вахрушева; заведующий кафедрой музееведения и туризма ФГОУ ВО ЧГИК, к. п. н. А. В. Лушникова; заместитель председателя городского Совета ветеранов Б. Я. Розенберг; педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Победа» г. Челябинска П. М. Накрайникова, руководитель Музея муниципальной образовательной системы г. Челябинска при МБУ ДПО «Учебно-методический центр г. Челябинска» А. В. Федорищева; определились следующие победители.

    Среди учащихся 3-6-х классов победителями конкурса исследовательских работ стали: учащийся 5 класса МБОУ «СОШ № 137 г. Челябинска» Демид Морозов («Пушечное ядро – верный друг артиллериста»), учащиеся 6 класса МАОУ «СОШ № 118 г. Челябинска» Алена Кратофил, Ксения Щербатюк («Киноматериалы со съёмок телевизионного фильма “Отряд специального назначения” Свердловской киностудии»), учащаяся 3 класса МБОУ «СОШ № 12 г. Челябинска» Екатерина Юхнина («Панно “Румыния” – память о советском детстве»); в конкурсе экскурсоводов – учащаяся 5 класса МБОУ «СОШ № 38 г. Челябинска» Анастасия Шебалкова («Улицы, асфальт которых разрисован мелом») и учащийся 5 класса МАОУ «СОШ № 130 г. Челябинска» Артур Вахитов («Музей “Блокадное братство”» (обзорная экскурсия)).

    В 7-11-х классах наиболее тщательно, по мнению жюри, исследовали свои экспонаты учащийся 10 класса МАОУ «СОШ № 59 г. Челябинска» Егор Кулев («Воспоминания Михаила Алексеевича Храпко»), учащаяся 9 класса МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» (филиал) Дарья Михайлова («Зримый урок исторической правды»), воспитанник МАУДО «ДПШ» Рушан Гатиятуллин («Исследование удил гуннского времени»); представили наиболее интересные экскурсии – учащаяся 7 класса МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска» (филиал) Валерия Крохалева («Женский угол русской избы»), учащаяся 7 класса МАОУ «СОШ № 112 г. Челябинска» Яна Кокшарова («Герб школы № 112: история создания и современное развитие»), учащийся 9 класса МБОУ «СОШ № 75 г. Челябинска» Сергей Маринин («Саласпилс»).

    Также особо хочется отметить работы: учащегося 5 класса МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» Мирона Лычагова «Солдатская фляжка с надписью «МАНЯХИ», учащейся 9 класса МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» Дарьи Валеевой «Деревянная скульптура “Солдат, в бой!” – память о первой атаке», учащегося 11 класса МБОУ «Гимназия № 48 г. Челябинска» Артура Саитгалина «История школьного табеля»; экскурсии учащейся 10 класса МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» Влады Кошелевой «Поверь в себя, непобедим, кто верит» и учащейся 6 класса МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска» Алены Погореловой «Эвакогоспиталь 3883».

    Конкурс юных экскурсоводов (в рамках конкурса «История одного экспоната») в этом году  прошел впервые. Среди учащихся 3-6-х классов свои экскурсии представили всего 2 человека, 7-11-х классов – 14. Ребята очень серьезно подготовились к выступлениям, использовали презентации, тематические выставки, принесенные с собой экспонаты.

    Члены жюри, в свою очередь, обращали большое внимание на структуру всех выступлений, соответствие названия содержанию; логичность и стиль изложения; полноту, достоверность, точность содержания; владение материалом, компетентность юного выступающего; эмоциональность, коммуникативную культуру, образность языка, артистизм и даже внешний вид.

А вот что говорили сами участники в своих выступлениях:

Демид Морозов:
Я горжусь своей Родиной - Южным Уралом, который всегда был опорным краем державы, кузницей российского оружия, горжусь тем, что имею отношение к славному роду Демидовых, т. к ношу с гордостью имя Демид. Я был бы очень рад, если бы мои предположения о нашем музейном экспонате оказались верными и были подтверждены специалистами –оружейниками и историками. К сожалению, мне пока не удалось получить заключение по физическому и химическому составу экспоната. Возможности школьного кабинета химии ограничены. Нами был сделан запрос в Челябинский государственный университет. Вузовские преподаватели обещали помочь в более детальном изучении этого, несомненно, ценного экспоната. Думаю продолжить свое исследование и в дальнейшем разработать экскурсию по материалам моей работы над историей одного экспоната.

Алена Кратофил, Ксения Щербатюк:
–Мы обогатили фонд материалами, которые выстраивают взаимосвязь одной из центральных реликвий музея – киноматериалами со съёмок фильма «Отряд специального назначения» о жизни и подвиге Н. И. Кузнецова  – с историей Музея боевой славы МАОУ «СОШ № 118 г. Челябинска». Мы изучили и систематизировали собранные данные Интернета и литературных источников по заявленной теме, пополнили фонды нашего музея фактическими материалами (фотографиями, сканами документов, статьями о жизни и подвиге Н. И. Кузнецова, информацией о фильме). Мы сделали результаты нашего исследования достоянием школьной общественности.

Екатерина Юхнина:
В процессе работы над этим экспонатом я узнала много информации о школьной жизни советского периода. Выяснила, что именно в СССР впервые появились (и действуют даже сейчас!) КИДы – клубы интернациональной дружбы. Я узнала, что между советскими и зарубежными школьниками была «дружба по переписке» – своеобразный вариант первой социальной сети. Мне даже немного завидно, что советские школьники жили так интересно: писали друг другу письма, узнавали о жизни других стран, обменивались открытками, сувенирами, фотографиями. Это так трогательно и здорово. Сейчас, когда все общаются в различных социальных сетях, все кажется простым и обыденным. Нет такого томительного ожидания письма, восторга при его получении, при просмотре фотографий.

Также я узнала об отношениях СССР и Румынии. Мне очень обидно за бабушку, что политики разных стран, преследуя свои цели, способствовали разрыву дружбы детей. Я поняла, почему бабушка так бережно относится к этому предмету, ведь это память о ее счастливом советском детстве.

Егор Кулев:
– На основе всестороннего изучения экспоната был определен историко-информационный потенциал мемуаров М. А. Храпко. Это уникальный исторический источник по ряду вопросов: повседневная жизнь в дореволюционной и советской России (описание и сравнение систем образования, быт интеллигентной семьи, семейные ценности и взаимоотношения и др.); история Челябинского тракторного завода в 1930-е гг.; организация поездки советских инженеров ЧТЗ в США; политические репрессии в отношении работников ЧТЗ; условия пребывания в челябинской тюрьме; работа в специальных конструкторских бюро («шарашках»); организация работы по сохранению истории ЧТЗ сотрудниками Литобъединения. Подобные мемуары являются большой редкостью, высоко ценятся историками.

Дарья Михайлова:
– «У вас, как в настоящем музее!» – часто восклицают посетители музея «Река памяти», увидев на стене большое полотно картины Ю. А. Хитрюка «Лейпцигский процесс». Историческая картина, выполненная маслом на холсте, действительно побывала на выставках в Москве и Челябинске, удостоилась высоких отзывов известных историков и художников. Школе картина была подарена вдовой учителя–художника Г. Н. Хитрюк ещё в 2010 году, но именно сейчас мы решили обобщить историю этого выдающегося экспоната. Причин тому несколько: Галина Николаевна недавно передала в дар музею несколько новых экспонатов, связанных с картиной (эскизы, скульптурные миниатюры, письма и документы); режим хранения картины потребовалось скорректировать, чтобы избежать её разрушения; и, главное, в последнее время интерес к картине сильно возрос. Важно обеспечить сохранность экспоната, но ещё важнее – сохранить урок исторической правды, данный нам учителем. Параллели с современностью провести легко: фашизм снова поднимает голову, снова используется ложь. Теперь такие лживые, бездоказательные обвинения называют «фейками». Очень полезным уроком сейчас может стать пример антифашиста, разоблачившего фашистскую ложь.

Рушан Гатиятуллин:
– Занимаясь в клубе юных археологов «Формика», в сентябре 2014 года я принимал участие в археологической разведке на территории Челябинского городского бора (парке имени Юрия Гагарина), где нашел железный предмет, который мы определили как удила. Внешне они выглядели необычно: вместо колец – псалии, бронзовый зажим для ремня. Удила были переданы в Археологический музей Дворца пионеров и школьников г. Челябинска, после чего возникла проблема выяснения культурной идентификации и хронологической датировки найденного предмета…  Изучение позволит получить новую информацию о жизни древних людей на территории Челябинска, в дальнейшем возможно использование атрибутированного предмета при проведении выставок, экскурсий и бесед в археологическом музее ДПШ о кочевниках Южного Зауралья.

Мирон Лычагов:
– Среди многочисленных экспонатов, привезенных из Карелии, в Музее боевой славы школы № 84 есть несколько солдатских фляжек, четыре из них – стеклянные и лишь одна – алюминиевая. По сведениям основателя нашего музея (в настоящий момент руководителя отряда «Медальон») И. А. Новикова, будущий экспонат был найден в 1999 г. Павлом Кутеповым в районе окружения 1217 полка 367 стрелковой дивизии, ближе к автотрассе, в Медвежьегорском районе Республики Карелия. Здесь, неподалеку от станции Массельская, и развернулась трагическая история воинов-южноуральцев, противостоявших финским захватчикам в январе-феврале 1942 года.

Некрашеная армейская фляжка предназначалась когда-то для хранения питьевой воды. Изготовлена из алюминия на «Красном Выборжце» в Ленинграде в 1937 году. На ней есть подпись «МАНЯХИ», выполненная владельцем – бойцом Красной Армии. Объём – 0,75 литра. За счёт того, что фляга серебристого цвета, отражая солнечные лучи, она не давала воде быстро нагреваться. Тыльная сторона фляги плоская. У нас возник ряд вопросов. МАНЯХА – это прозвище от фамилии? Или обозначение родного бойцу населенного пункта? Можно ли определить по выгравированной надписи владельца и узнать о нем еще какую-нибудь информацию? Целью нашей работы является воссоздание истории экспоната.

Валеева Дарья:
– Изучив материалы музея истории школы, мы установили, что автор деревянной скульптуры «Солдат, в бой!» Юрий Владимирович Комлев (выпускник нашей школы 1937 г.) в этой скульптуре запечатлел свою первую атаку, которая оставила в его памяти неизгладимый след. Следовательно, прообразом «деревянного лейтенанта» является сам Юрий Владимирович.

Автор подарил скульптуру нашему музею 19 сентября 1989 г., когда, по приглашению школы, приезжал к нам в День памяти погибших выпускников.

Им, своим одношкольникам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной, и посвятил Ю. Комлев свою работу, о чём свидетельствует надпись на постаменте скульптуры.

Деревянная скульптура «Солдат, в бой!» – это воспоминание наяву, словно стоп-кадр из памяти. Она олицетворяет решимость, храбрость, мужество и надежду на себя и товарищей. Можно смело сказать, что эта скульптура олицетворяет собой героизм обычных солдат в боях Великой Отечественной войны.

Саитгалин Артур:
– История простого школьного табеля смогла поведать об очень сложной и трагичной судьбе немецкого мальчика, который приехал в Советский Союз из нацистской Германии в надежде на лучшую жизнь в первом в мире государстве трудящихся. Его отец Г.Ф. Шварц не принял фашистский режим, установившийся в Германии, и вынужден был покинуть родину, чтобы спасти свою семью.

В Советской России семья обосновалась в г. Челябинске в 1933 году. Герман Шварц и старшие дети стали работать на ЧТЗ. Семье выделили жилье в доме № 6 Инорса в квартире № 2. Карл как самый младший ребенок в семье пошел учиться в среднюю школу №48 на ЧТЗ.

Но настал страшный 1936 год. Все резко изменилось в стране, появились «враги народа», начались аресты как руководителей партии, так и простых людей. Велись репрессии и против немцев. Их обвиняли в шпионаже, предательстве. Не миновала эта беда и семью Шварц. В октябре 1938 года Герман Фридрихович Шварц был арестован за вредительство, а вскоре – расстрелян. Карл бросил школу и пошел работать, чтобы помогать семье. Но семью Шварц ждали новые испытания...».

Фотогалерея


Смотрите также

Всероссийский проект «Космическая экспедиция Первых»
Всероссийский проект «Космическая экспедиция Первых»
25 апреля 2024

Цель проекта: развитие и популяризация космической сферы среди детей и молодежи Российской Федерации

Областной конкурс "Педагог года в дошкольном образовании - 2024" продолжается!
Областной конкурс "Педагог года в дошкольном образовании - 2024" продолжается!
24 апреля 2024

24 апреля восемь конкурсантов на базе МАДОУ № 482 показали педагогическое мероприятие с детьми, а семь участниц конкурса в Образовательном Центре №2 представили «Мастерскую педагога»

Онлайн-марафон «Одна на всех Победа»
Онлайн-марафон «Одна на всех Победа»
24 апреля 2024

9 мая 2024 года с 10.00 до 15:00 в Челябинске в прямом эфире пройдет онлайн-марафон «Одна на всех Победа»

Областной конкурс "Педагог года в дошкольном образовании - 2024". Объявлено пятнадцать лучших!
Областной конкурс "Педагог года в дошкольном образовании - 2024". Объявлено пятнадцать лучших!
24 апреля 2024

23 апреля 24 лучших педагогов Челябинской области показали свое профессиональное мастерство в конкурсном испытании "Моя педагогическая находка"

Примите участие в турнире по дебатам «Убеди меня»
Примите участие в турнире по дебатам «Убеди меня»
24 апреля 2024

Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Челябинска совместно с Корпоративной Академией Росатома приглашает старшеклассников и учителей принять участие в турнире по дебатам «Убеди меня»

Южноуральцев научат правильно дышать и создавать устойчивые конструкции
Южноуральцев научат правильно дышать и создавать устойчивые конструкции
24 апреля 2024

Почему мы так переживаем во время экзаменов и что с этим делать? Какие секреты скрывает кинематография? Могут ли законы физики работать не совсем привычно?

Продолжается областной конкурс "Педагог года в дошкольном образовании"
Продолжается областной конкурс "Педагог года в дошкольном образовании"
24 апреля 2024

24 и 25 апреля педагоги примут участие в следующих мероприятиях: конкурсное испытание «Педагогическое мероприятие с детьми» и конкурсное испытание «Мастерская педагога»

Акция ко Дню работника скорой медицинской помощи
Акция ко Дню работника скорой медицинской помощи
24 апреля 2024

Цель акции: повышение значимости медицинской профессии – работников скорой медицинской помощи

Вебинар о малозатратных формах технического творчества для детей
Вебинар о малозатратных формах технического творчества для детей
24 апреля 2024

24 апреля 2024 года в 13 часов состоится вебинар «Современные малозатратные формы организации технического творчества для детей»

Акция «Классная перекличка Бессмертного полка»
Акция «Классная перекличка Бессмертного полка»
23 апреля 2024

Урало-Сибирский Дом Знаний с 2014 года является основным организатором в Челябинске и области шествия Бессмертного полка – крупнейшей, не имеющей аналогов народной акции Дня Победы 9 мая, а также поддерживает и реализует другие важные проекты и мероприятия по увековечиванию памяти значимых исторических событий и героев Отечества

Городской конкурс «Лучшее метапредметное занятие – 2025»: взгляд в будущее
Городской конкурс «Лучшее метапредметное занятие – 2025»: взгляд в будущее
23 апреля 2024

22 апреля 2024 года состоялась встреча организаторов, экспертов, лауреатов и призеров городского конкурса «Лучшее метапредметное занятие»

Результаты конкурса на самую социально активную образовательную организацию
Результаты конкурса на самую социально активную образовательную организацию
23 апреля 2024

Конкурс на самую социально активную образовательную организацию города Челябинска проводится третий раз и охватывает все муниципальные образовательные организации общего и дополнительного образования города Челябинска

Профильная смена отрядов юных инспекторов движения в 2024 году
Профильная смена отрядов юных инспекторов движения в 2024 году
23 апреля 2024

Хотите узнать больше о безопасности на дорогах и стать настоящими специалистами в области дорожного движения? Тогда приглашаем вас принять участие в профильной смене отрядов юных инспекторов движения 2024 года!

Военно-исторический лагерь «Страна Героев»
Военно-исторический лагерь «Страна Героев»
23 апреля 2024

«Страна Героев» – это лагерь настоящих патриотов, которые гордятся историей страны, помнят и чтят подвиги предков

Обновленное расписание основного периода ГИА 2024
Обновленное расписание основного периода ГИА 2024
23 апреля 2024

Опубликованы совместные приказы Минпросвещения России и Рособрнадзора с обновленным расписанием ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ 2024 года и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утверждены и зарегистрированы Минюстом

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!