Инклюзивное образование
Информационная справка инклюзивного и специального образования лиц с ОВЗ
«О создании условий для реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование в городе Челябинске»
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Челябинском городском округе представляет собой сложившуюся, устойчивую систему, охватывающую все категории детей.
По состоянию на начало 2024/2025 учебного года численность детей с ОВЗ в системе общего образования в общеобразовательных организациях города Челябинска составляет 13215 человек, численность детей-инвалидов, инвалидов - 3221 человек.
Согласно действующего законодательства содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Сеть общеобразовательных организаций реализующих адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ охватывает все категории детей и включает в себя:
11 отдельных общеобразовательных организаций:
- 2 для детей с нарушением слуха: МБОУ «Школа-интернат № 10 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШИ № 12 г. Челябинска»;
- 1 для детей с нарушением зрения: МБОУ «С(К)ОШ № 127 г. Челябинска»;
- 1 для детей с нарушением речи: МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска»;
- 1 для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата: МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска»;
- 6 школ для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта): МБОУ «С(К)ОШ № 7 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 57 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 60 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 72 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 83 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска».
В МОС функционируют «Ресурсные классы» для детей с ТМНР/РАС на базе
4 общеобразовательных организаций: МАОУ «ОЦ № 1», МАОУ «СОШ № 36
г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 109
г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 140 г. Челябинска», МБОУ «Школа - интернат спортивного профиля г. Челябинска». Функционирование «ресурсных классов» осуществляется при поддержке Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце».
Важным условием качества реализации АОП для детей с ОВЗ, является кадровое обеспечение образовательного процесса. Сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью осуществляют следующие специалисты (в соответствии с заключением ПМПК): педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, ассистенты (помощник).
С целью оказания методической помощи педагогам общеобразовательных организаций функционируют методические объединения: специалистов С(К)О, «Школа молодого учителя-логопеда, «Школа молодого педагога-психолога», педагога-психолога, учителя-дефектолога», а также методическое объединение заместителей директоров С(К)ОУ.
Осуществление комплексного подхода к созданию специальных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ невозможно без взаимодействия образовательных организаций и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП). Таких Центров в Челябинске 7. В состав ЦППМСП входят территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.
Специалистами ЦППМСП реализуется достаточно широкий спектр программ для всех участников образовательных отношений. Центры являются координаторами взаимодействия с образовательными организациями по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
В Челябинской области осуществляется социальная поддержка детей-инвалидов, не посещающих образовательные организации. Их родители в соответствии с постановлением губернатора Челябинской области получают компенсацию затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида. ЦППМСП являются учреждением, оказывающим содействие в исполнении переданных государственных полномочий.
В ЦППМСП реализуются различные коррекционно-развивающие программы. Проводятся занятия по формированию психологической готовности к школе, развитию эмоционального интеллекта на основе программ песочной анимации. С подростками и старшеклассниками проводятся профессиональные консультации с использованием современных программ компьютерной психологической диагностики. Кроме того, в ЦППМСП реализуется индивидуальное и семейное психологическое консультирование школьников, их родителей, педагогов. Проводятся занятия по профилактике детских страхов, агрессии, тревожности и других аффективных состояний.
В целях обеспечения и реализации права обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на развитие своих творческих способностей и интересов, обеспечения равных образовательных возможностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ в системе образования города Челябинска ежегодно проходят социально-образовательные проекты: 5 конкурсов и 2 фестиваля для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): конкурс читательской грамотности «Лучики», конкурс интеллектуального потенциала «Знатоки», профессионального мастерства выпускников специальных (коррекционных) учреждений «Лучший по профессии»; конкурс эколого-краеведческой направленности «Юные Краеведы»; конкурс «Твоя безопасность», конкурс «В гостях у сказки», фестиваль творческих проектов «Открытый мир».
Также с целью формирования у обучающихся толерантного поведения по отношению друг к другу, к детям с ОВЗ, к детям-инвалидам и привлечения общественного внимания к вопросам толерантного сознания и культуры обучающихся в условиях поликультурной среды ежегодно проводится городская акция «Мир добра уважения и понимания».
Школьники с ОВЗ и инвалидностью принимают активное участие в региональном Чемпионате профессионального мастерства для людей с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс - Южный Урал». Победители в составе сборной Челябинской области ежегодно принимают участие в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству для людей с ОВЗ и инвалидностью и занимают призовые места.
Таким образом, функционирующая система коррекционного и инклюзивного образования в муниципалитете позволяет обеспечить комплексный подход в создании специальных образовательных условий, оказании психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ и детей - инвалидов.