Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

28.04.2017

Настройки

Обычная версия

Проблемно-практический семинар «Школьный музей – пространство исторической памяти»

06.03.2017

1 марта 2017 года состоялся традиционный для школьных музеев проблемно-практический семинар.  Необычным  в этом году был формат мероприятия. 

Цель проблемно-практического семинара «Школьный музей – пространство исторической памяти» – совершенствование профессионального уровня руководителей музеев образовательных организаций в создании единого образовательного пространства, способствующего развитию личности ребенка; активизация культуросозидающей деятельности школьного музея, её эффективное включение в решение актуальной проблемы формирования исторической памяти общества и, как следствие, гражданского самосознания. В работе семинара приняли участие руководители музеев образовательных организаций, члены городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе, члены городского методического объединения классных руководителей.

В отличие от предыдущих лет,  работа семинара в этом году была организована одновременно на семи площадках образовательных организаций: Филиал МАОУ «СОШ № 24 г. Челябинска»,  Филиал МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска», МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска», МБОУ «СОШ №  121 г. Челябинска», МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска», МАОУ «СОШ № 84  г. Челябинска», МАОУ «Гимназия № 100 г. Челябинска».

Впервые пленарное заседание проводилось в формате видеоконференции, на площадке myownconference, одной из вебинарных комнат,  с возможностью вещания нескольких ведущих, показом презентаций и видеороликов, чатом и записью вебинара. Техническую поддержку семинара обеспечивали специалисты отдела информатизации и мониторинга образования МБУ ДПО УМЦ г. Челябинска. Вела пленарное заседание Федорищева Анна Викторовна, руководитель музея Муниципальной образовательной системы МБУ ДПО УМЦ. Вторая часть семинара проходила непосредственно в образовательных организациях, где были представлены социокультурные практики школьных музеев. Координаторами на площадках выступали члены городского методического объединения руководителей музеев образовательных организаций города Челябинска: Чигак Евгения Николаевна (Металлургический район), Садовская Елена Валерьевна (Курчатовский район), Долгова Светлана Павловна (Калининский район), Румянцева Таисия Валерьевна (Советский район), Полулях Светлана Алексеевна (Центральный район), Козлова Ирина Ивановна (Тракторозаводский район), Пястолова Татьяна Владимировна (Ленинский район).

Такой формат мероприятия был выбран не случайно.

Интересные практики сохранения исторической памяти в вещах, людях, событиях школьные музеи демонстрируют, как правило, в рамках различных конкурсов: смотра-конкурса музеев образовательных организаций города Челябинска, конкурса активов музеев «История одного экспоната» и др.

К сожалению, конкурсы не дают возможность увидеть всю социокультурную образовательную среду музейного пространства, процесс включения учащихся в социокультурные практики, обеспечивающий  им реализацию их идей, самостоятельность, активность, позиционность.

Семь площадок, шесть из которых – лучшие музеи образовательных организаций по итогам смотра-конкурса школьных музеев этого года, могли продемонстрировать гостям музейное пространство и многообразие практик. Кроме того, видеоформат пленарного заседания позволил представить создание событийной социокультурной образовательной среды краеведческим музеем г. Куса (Челябинская область), возможности социокультурной практики, когда  ребенок становится «автором собственной биографии», осознающим ответственность за свое будущее и будущее своей страны (ГБОУ «СОШ № 4  г. Севастополя»).

В докладе «История, память, идентичность: теоретические основания» декан историко-филологического факультета ЧелГУ, кандидат исторических наук, доцент Гришина Наталья Владимировна показала  неоднозначность понятия «историческая память», российскую специфику «культуры памяти», проблемы идентичности в современном российском обществе. Примером гражданской инициативы сохранения исторической памяти является социально-просветительский патриотический проект «Память – это мы» Урало-Сибирского Дома Знаний при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области. Конкурсная программа проекта была представлена председателем Совета Уральского межрегионального отделения общественной организации  Общество «Знание» России «Урало-Сибирский Дом Знаний» Скорняковой Еленой Эдуардовной.

Практическая работа семинара была продолжена в музеях образовательных организаций, где были представлены социокультурные практики школ, носящих имена Героев Отечества:  МБОУ «СОШ № 28 г. Челябинска» – «Сообщество именных школ», МБОУ «СОШ № 46 г. Челябинска» – «Фестиваль "Память..." как одна из форм сохранения памяти о Герое»,  МАОУ «СОШ № 118 г. Челябинска» – «Традиции – дань памяти о Герое», МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска» – «Евгений Родионов – парень из нашего города …»,  МАОУ «Гимназия № 23 г. Челябинска» – «Жизненный и боевой путь нашего выпускника В. Д. Луценко», МБОУ «СОШ № 58 г. Челябинска» – «Чтобы помнили» – конференция, посвящённая памяти Героя РФ И. Г. Газизуллина, МБОУ «СОШ № 81 г. Челябинска» – Проведение и организация экскурсии по экспозиции, посвящённой жизни и творчеству Мусы Джалиля,  МАОУ  «СОШ №108 г. Челябинска» – «Присягали Родине сыны» – мероприятия, посвященные памяти погибших выпускников.

Важнейший  механизм исторической памяти и социокультурного опыта – осознание значимости собственной культуры и соотношение ее с ценностями других культур  – был представлен:  Филиалом МАОУ «СОШ № 24 г. Челябинска» – «Музей истории и культуры татарского и башкирского народа – центр этнокультурного образования», Филиалом МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска», МАОУ «Гимназия № 100 г. Челябинска» – «Музейная педагогика как средство гражданско-патриотического воспитания гимназистов». Событийная образовательная среда создается в  МБОУ «СОШ № 137 г. Челябинска» – «Реконструкция событий Карельского фронта как форма исторической памяти», МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»  – «Музей как средство формирования гражданской позиции обучающихся школы», МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» – «Музейный экспонат как источник информации по изучению истории быта и повседневной жизни на местах боев Карельского фронта в годы Великой Отечественной войны». Свой опыт социокультурных практик продемонстрировали  МАОУ «Гимназия № 96 г. Челябинска», МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 73 г. Челябинска», МБОУ «СОШ №144 г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 121 г. Челябинска», МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска», МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска».

Не придерживаясь старых подходов, когда-то обеспечивших успех, городское методическое объединение руководителей музеев образовательных организаций, сознательно шло на риск. Новый формат семинара вызвал определенные трудности технического и организационного характера. Однако способность их распознавать, говорить о них, вырабатывая решения, направленные на их устранение, позволит совершенствовать профессиональный уровень руководителей школьных музеев.

Методическое объединение выражает благодарность Кузнецову Вячеславу Михайловичу, заведующему  кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГБУ ДПО ЧИППКРО, канд. ист. наук за методическое сопровождение семинара; Мачинской Светлане Викторовне, директору МБУ ДПО «Учебно-методический центр г. Челябинска» за техническое обеспечение семинара; Белехову Игорю Леонидовичу,  генеральному директору Уральского межрегионального отделения Общественной организации – Общество «Знание» России «Урало-Сибирский Дом Знаний» за поддержку лучших педагогических инициатив и инновационных практик школьных музеев; Ростовцевой Наталье Михайловне, директору МБУК «Музейно-краеведческий центр» г. Куса и Емец Александру Николаевичу, директору ГБОУ «СОШ № 4 им. Героя Советского Союза А. Н. Кесаева г. Севастополя» за эффективное включение школьных музеев в решение актуальной проблемы формирования исторической памяти общества и, как следствие, гражданского самосознания; руководителям образовательных организаций, предоставившим ресурсы и образовательное пространство для демонстрации социокультурных практик школьных музеев.

Источник: https://museum74.blogspot.ru/

 


Смотрите также