Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

27.09.2020

Настройки

Обычная версия

Инклюзивное образование

Информационная справка инклюзивного и специального образования лиц с ОВЗ 

«О создании условий для реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование в городе Челябинске»

 

   Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в Челябинском городском округе представляет собой сложившуюся, устойчивую систему, охватывающую все категории детей. 

   По состоянию на начало 2019/2020 учебного года численность детей с ОВЗ в системе общего образования в  общеобразовательных организациях города Челябинска составляет 9033 человека (6,6% от общей численности детского населения, охваченного общим образованием (135896 человек), численность детей-инвалидов, инвалидов - 2352 человека.

   Согласно действующего законодательства содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

   Сеть общеобразовательных организаций реализующих адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ охватывает все категории детей и включает в себя:

  1. 11 отдельных общеобразовательных организаций:

            - 2 для детей с нарушением слуха: МБОУ «Школа-интернат № 10 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШИ № 12 г. Челябинска»;

           - 1 для детей с нарушением зрения: МБОУ «С(К)ОШ № 127 г. Челябинска»;

           - 1 для детей с нарушением речи: МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска»;

           - 1 для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата: МБОУ «Школа-интернат №  4 г. Челябинска»;

            - 6 школ для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта): МБОУ «С(К)ОШ № 7 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 57 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 60 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 72 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 83 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска».

  1. В 43 общеобразовательных организациях функционируют отдельные классы для обучающихся с ОВЗ.

 

  1. В 94 общеобразовательных организациях обучаются дети с ОВЗ в условиях инклюзивного (совместного) обучения.

   Важным условием качества реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, осуществления комплексной помощи, является кадровое обеспечение образовательного процесса.

   Общая численность специалистов коррекционного образования в муниципальной образовательной системе составляет 1898 человек, из них 437 педагогов-психологов, 615 учителей-логопедов, 257 учителей-дефектологов, 589 педагогов имеют специальное коррекционное образование. 446 образовательных организаций имеют первичные психологические службы.

   С целью оказания методической помощи педагогам общеобразовательных организаций функционируют методические объединения: специалистов С(К)О, специалистов ЦППМСП, «Школа молодого учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога», а также методическое объединение заместителей директоров С(К)ОУ.

   Осуществление комплексного подхода к созданию специальных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ невозможно без взаимодействия образовательных организаций и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП). Таких Центров в Челябинске 7. В состав ЦППМСП входят территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.

   В настоящее время расширяется спектр психолого-педагогической помощи, оказываемой Центрами. Центры являются координаторами взаимодействия с образовательными организациями  по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

   В Челябинской области осуществляется социальная поддержка детей-инвалидов, не посещающих образовательные организации. Их родители в соответствии с постановлением губернатора Челябинской области получают компенсацию затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида. ЦППМСП являются учреждением, оказывающим содействие в исполнении переданных государственных полномочий.

   В центрах реализуются различные коррекционно-развивающие программы. Проводятся занятия по формированию психологической готовности к школе, развитию эмоционального интеллекта на основе программ песочной анимации. С подростками и старшеклассниками проводятся профессиональные консультации с использованием современных программ компьютерной психологической диагностики. Кроме того, в Центрах реализуется индивидуальное и семейное психологическое консультирование школьников, их родителей, педагогов с применением метафорических ассоциативных карт, приемов сказкотерапии, современных программ компьютерной диагностики. Проводятся занятия по профилактике детских страхов, агрессии, тревожности и других аффективных состояний.

   В целях обеспечения и реализации права обучающихся с ОВЗ на развитие своих творческих способностей и интересов, обеспечения равных образовательных возможностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования города Челябинска ежегодно проходят социально-образовательные проекты: 5 конкурсов и 2 фестиваля для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): конкурс читательской грамотности «Лучики», конкурс интеллектуального потенциала «Знатоки», профессионального мастерства выпускников СКОУ «Лучший по профессии»; конкурс эколого-краеведческой направленности «Юные Краеведы»; конкурс «Твоя безопасность», конкурс «В гостях у сказки», фестиваль творческих проектов «Открытый мир». Также с целью формирования у обучающихся толерантного поведения по отношению друг к другу, к детям с ОВЗ, к детям-инвалидам и привлечения общественного внимания к вопросам толерантного сознания и культуры обучающихся в условиях поликультурной среды ежегодно проводится городская акция «Мир добра и толерантности».

   С целью обеспечения реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, внедрения современных подходов к осуществлению образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в муниципальной образовательной системе в 2018/2019 учебном году функционировало 16 площадок ФИРО (МБОУ «Школа-интернат спортивного профиля г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 60, МАДОУ «ДС № 440 г. Челябинска», МБДОУ «ДС № 398
г. Челябинска», МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ №11г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШИ № 12 г. Челябинска», МАДОУ «ДС № 17 г. Челябинска», МАДОУ «ДС № 23 г. Челябинска», МАДОУ «ДС № 449 «Олимпиец» г. Челябинска», МБДОУ «ДС № 110 г.Челябинска», МБДОУ «ДС № 369 г.Челябинска», МБДОУ «ДС № 429 г.Челябинска», МБДОУ «ДС № 448 г.Челябинска», МБДОУ «ДС № 471 г.Челябинска», МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска»), 3 ресурсных центра для обучающихся с ОВЗ (МБОУ «С(К)ОШ № 60 г. Челябинска», МБУ «ЦППМСП Ленинского района г. Челябинска», МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска» по РАС).

   Таким образом, функционирующая система коррекционного и инклюзивного образования в муниципалитете позволяет обеспечить комплексный подход в создании специальных образовательных условий, оказании психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и детей - инвалидов.