Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

16.04.2025

Настройки

Обычная версия

Инклюзивное образование

Информационная справка инклюзивного и специального образования лиц с ОВЗ 

«О создании условий для реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование в городе Челябинске»

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в Челябинском городском округе представляет собой сложившуюся, устойчивую систему, охватывающую все категории детей. 

По состоянию на начало 2024/2025 учебного года численность детей с ОВЗ в системе общего образования в  общеобразовательных организациях города Челябинска составляет 13215 человек, численность детей-инвалидов, инвалидов - 3221 человек.

Согласно действующего законодательства содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

            Сеть общеобразовательных организаций реализующих адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ охватывает все категории детей и включает в себя:

11 отдельных общеобразовательных организаций:

- 2 для детей с нарушением слуха: МБОУ «Школа-интернат № 10 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШИ № 12 г. Челябинска»;

- 1 для детей с нарушением зрения: МБОУ «С(К)ОШ № 127 г. Челябинска»;

- 1 для детей с нарушением речи: МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска»;

- 1 для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата: МБОУ «Школа-интернат №  4 г. Челябинска»;

- 6 школ для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта): МБОУ «С(К)ОШ № 7 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 57 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 60 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 72 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 83 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска».

            В МОС функционируют «Ресурсные классы» для детей с ТМНР/РАС на базе
4 общеобразовательных организаций: МАОУ «ОЦ № 1», МАОУ «СОШ № 36
г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 109
г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 140 г. Челябинска», МБОУ «Школа - интернат спортивного профиля г. Челябинска». Функционирование «ресурсных классов» осуществляется при поддержке Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце».

Важным условием качества реализации АОП для детей с ОВЗ, является кадровое обеспечение образовательного процесса. Сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью осуществляют следующие специалисты (в соответствии с заключением ПМПК): педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, ассистенты (помощник).

С целью оказания методической помощи педагогам общеобразовательных организаций функционируют методические объединения: специалистов С(К)О, «Школа молодого учителя-логопеда, «Школа молодого педагога-психолога», педагога-психолога, учителя-дефектолога», а также методическое объединение заместителей директоров С(К)ОУ.

Осуществление комплексного подхода к созданию специальных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ невозможно без взаимодействия образовательных организаций и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП). Таких Центров в Челябинске 7. В состав ЦППМСП входят территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.

Специалистами ЦППМСП реализуется достаточно широкий спектр программ для всех участников образовательных отношений. Центры являются координаторами взаимодействия с образовательными организациями  по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

В Челябинской области осуществляется социальная поддержка детей-инвалидов, не посещающих образовательные организации. Их родители в соответствии с постановлением губернатора Челябинской области получают компенсацию затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида. ЦППМСП являются учреждением, оказывающим содействие в исполнении переданных государственных полномочий.

В ЦППМСП реализуются различные коррекционно-развивающие программы. Проводятся занятия по формированию психологической готовности к школе, развитию эмоционального интеллекта на основе программ песочной анимации. С подростками и старшеклассниками проводятся профессиональные консультации с использованием современных программ компьютерной психологической диагностики. Кроме того, в ЦППМСП реализуется индивидуальное и семейное психологическое консультирование школьников, их родителей, педагогов. Проводятся занятия по профилактике детских страхов, агрессии, тревожности и других аффективных состояний.

В целях обеспечения и реализации права обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на развитие своих творческих способностей и интересов, обеспечения равных образовательных возможностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ в системе образования города Челябинска ежегодно проходят социально-образовательные проекты: 5 конкурсов и 2 фестиваля для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): конкурс читательской грамотности «Лучики», конкурс интеллектуального потенциала «Знатоки», профессионального мастерства выпускников специальных (коррекционных) учреждений «Лучший по профессии»; конкурс эколого-краеведческой направленности «Юные Краеведы»; конкурс «Твоя безопасность», конкурс «В гостях у сказки», фестиваль творческих проектов «Открытый мир».

Также с целью формирования у обучающихся толерантного поведения по отношению друг к другу, к детям с ОВЗ, к детям-инвалидам и привлечения общественного внимания к вопросам толерантного сознания и культуры обучающихся в условиях поликультурной среды ежегодно проводится городская акция «Мир добра уважения и понимания».

Школьники с ОВЗ и инвалидностью принимают активное участие в региональном Чемпионате профессионального мастерства для людей с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс - Южный Урал». Победители в составе сборной Челябинской области ежегодно принимают  участие в  Национальном чемпионате по профессиональному мастерству для людей с ОВЗ и инвалидностью и занимают призовые места.

Таким образом, функционирующая система коррекционного и инклюзивного образования в муниципалитете позволяет обеспечить комплексный подход в создании специальных образовательных условий, оказании психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ и детей - инвалидов.

Опрос

Кто был на сайте

Результаты
Государственная итоговая аттестация
Приём детей в образовательные организации
Администрация Челябинска Движение первых
Проектный офис «БЕРЕЖЛИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профориентация
За здоровый образ жизни
Форум "Современный ребенок"
Конкурсы профессионального мастерства
Календарь мероприятий
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!