Тренинговое занятие для подростков
Тема: «Пути разрешения конфликтных ситуаций»
Цель. Обучение подростков навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи.
-
Развить представления о сущности конфликтов.
-
Показать естественность возникновение конфликтов в повседневной жизни.
-
Рассмотреть правила поведения в конфликтных ситуациях.
-
Отработать стратегии решения повседневных конфликтов.
Оборудование: Плакаты с определениями понятий «Конфликт», «Компромисс», «Субъекты конфликтного взаимодействия»
Ход занятия.
-
Проведение диагностики подростков.
Ребятам предлагается заполнить диагностический бланк теста К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях».
-
Понятие «конфликт», основные элементы конфликта.
Ведущий. Ребята. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта, и сейчас вам предлагается разделиться на две группы, и провести «Аукцион идей по теме «Конфликт»».
Варианты подростков.
Обобщая высказывания подростков, ведущий дает определение: «Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, установок, стремлений». Текст определения вывешивается на доску. Воспитанники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между родителями и друзьями возникает конфликт, значит ли это, что отношениям или дружбе пришел конец. Необходимо, чтобы подростки поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей; при кажущейся, на первый взгляд, негативной окраске конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия.
3. Разбор конфликтных ситуаций.
Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Каждая получает описание конфликта и задание найти такое решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Конфликтные ситуации.
-
Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
-
На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, возникла конфликтная ситуация.
-
Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
-
Перед сном ты любишь просматривать журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Через 5-7 минут группы представляют свои решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий предлагает обсуждению ситуации «Апельсин» и рассказывает о существовании различных стилей поведения людей в конфликтных ситуациях.
Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от того, чьи интересы и как отстаиваются во время конфликта:
-
Конкуренция (акула).
-
Уклонение (черепаха).
-
Приспособление (медвежонок).
-
Сотрудничество (сова).
-
Компромисс (лиса).
Ведущий объясняет преимущества и недостатки каждого стиля.
Объявляются результаты тестирования. Подростки получают индивидуальные рекомендации по развитию более конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
4. Вывод.
В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения. Если ни цель ни отношения не являются для нас особо важными, благоразумнее уклониться от конфликта. Когда для нас важна цель, а взаимоотношения - значительно меньше, наилучшим выходом из конфликта может оказаться доминирование. С другой стороны, реалистический взгляд на вещи (не обязательно трусость) заставляет нас в случаях, когда отношения намного важнее, чем цель, прибегнуть к стилю капитуляции. И все же в самом существенном варианте, когда важны и цель и отношения, без сотрудничества в том или ином виде не обойтись. Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.
В заключении с подростками проводится релаксационный момент, где ребята расслабляются, приводят мысли в порядок.