Третий день программы пребывания педагогических коллективов в Челябинске предполагал знакомство с системой коррекционного образования. Образовательная экскурсия 8 февраля началась с визита в детский сад № 181. Это учреждение посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. По словам заведующего детским садом Людмилы Грибановой, одним из важных направлений работы образовательной организации является коррекция нарушенных двигательных функций и психологическое сопровождение ребенка. В детском саду созданы условия для комфортного пребывания ребят. Имеются средства и самые современные устройства для свободного самостоятельного передвижения детей, в том числе специальный подъемник в бассейне. Для ребят работают сенсорная комната, массажный и физиокабинет, тренажерный зал и зал лечебной физкультуры, фитобар, кабинет подводного массажа и многое другое. В работе используются специальные лечебные костюмы «Адели», «Атлант», «Гравистат».
О системе организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья рассказала Лариса Манекина, заместитель председателя Комитета по делам образования г. Челябинска. По информации Ларисы Юрьевны, в детских садах нашего города открыто 487 групп компенсирующей направленности, 155 групп комбинированной направленности, 316 групп кратковременного пребывания для детей с ОВЗ.
«Система школьного специального (коррекционного) образования в Челябинске представлена 7 школами и 5 школами-интернатами, а также специальными (коррекционными) классами в общеобразовательных организациях»,– рассказала Лариса Юрьевна.
Подходы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями продемонстрировали на примере специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 127. В этой организации обучаются ребята с нарушением зрения. Сегодня в школе функционирует медицинский блок с современным оборудованием: массажный, стоматологический, процедурный, диагностический кабинеты. Образовательная организация имеет лицензию на медицинскую деятельность, а это значит, что необходимую помощь ребята могут получать в стенах своей школы. Директор учреждения – Тамара Телелюева – стремится к созданию таких условий, чтобы каждый ребенок реализовал себя несмотря на жизненные обстоятельства. Среди обучающихся – победители и призеры предметных олимпиад, научных конференций. Особое внимание уделяется раскрытию детских способностей во внеурочной деятельности: ребята поют, сочиняют стихи и сказки, играют на музыкальных инструментах.
Опытом работы в системе коррекционного образования поделились руководитель ЦППМСП Курчатовского района Елена Теплякова, директор школы-интерната № 4 Светлана Потапчук, директор школы-интерната № 10 Алина Шаповалова, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 11 Наталия Войниленко, директор школы-интерната спортивного профиля Александр Галкин, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 83 Екатерина Мамлеева.
«В течение трех дней мы постарались познакомить наших гостей с системой образования города Челябинска: продемонстрировать педагогический опыт, инновационные практики, которые позволяют нашим учреждениям добиваться результатов в работе с детьми на всех уровнях образования, – отметила председатель Комитета по делам образования г. Челябинска Светлана Портье.
«Все, что мы увидели в г. Челябинске, оказалось для нас актуальным и, безусловно, полезным, – делится впечатлениями директор школы № 2123 г. Москвы Татьяна Архипова. – Поскольку все мы, несмотря на территориальную принадлежность, работаем над решением одних и тех же вопросов. Уже появились идеи, которые хочется обсудить в своих коллективах и внедрить в образовательную деятельность».
Напомним, визит педагогических коллективов школ г. Москвы в Челябинск с целью обмена опытом состоялся в рамках Меморандума о сотрудничестве между сторонами-участниками межрегиональной научно-практической конференции руководителей муниципальных органов управления образованием городов РФ «Эффективные модели управления образованием в городе».
Отзыв московской делегации о рабочем визите в Челябинск
С 6 по 8 февраля наша делегация, педагогов города Москвы, работала в Челябинске.
За три дня коллеги из Комитета по делам образования города Челябинска продемонстрировали московской делегации богатую палитру образовательного пространства.
Среди учреждений, посещенных нами, были как специализированные коррекционные школы (для слабовидящих детей или с нарушениями опорно-двигательного аппарата), так и лицеи, в которых обучаются мотивированные к науке или инженерному делу ребята.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся – тренд лицейской системы образования Челябинска. Настоящая находка, которая близка и нашему опыту, – выездные образовательные сессии для школьников с участием профессорско-преподавательского состава Университета. Особенно удивительно то, что эта практика успешно осуществляется даже в начальной школе. С таким опытом мы познакомились в МБОУ «НОШ № 95 г. Челябинска». Причём, мне посчастливилось наблюдать на уроке, как данный эксперимент исследовательской экспедиции был преобразован четвероклассниками в игровую форму и представлен младшим товарищам – второклассникам на уроке по окружающему миру в качестве группового проекта.
Ещё один способ вовлечения обучающихся в проектную деятельность мы наблюдали во время демонстрации успешного опыта социального партнёрства лицеев Челябинска с компаниями «Роснано», «Самсунг», национальным университетом «Высшая школа экономики», МГТУ им Баумана. Благодаря этому сотрудничеству педагогические кадры лицеев получают дополнительные ресурсы для деятельности в виде пособий и техники, а наиболее успешные и активные лицеисты – ещё и опыт участия в различных проектах и конкурсах как федерального, так и международного уровня. Руководят деятельностью лицеев опытные управленцы, умеющие организовать не только ресурсное обеспечение, но и содержательную работу педагогических коллективов – Е.В. Киприянова и В. В. Усынин.
Как показывает деятельность челябинских коллег, коллективные проекты возможны не только в образовательных организациях для одаренных детей, но и в коррекционной школе для детей с нарушением зрения (МБОУ «С(К)ОШ N 127 г. Челябинска»). Директор Тамара Николаевна Телелюева с нескрываемой гордостью за своих воспитанников демонстрировала нам прекрасные образцы детского изобразительного искусства, выполненные группами ребят с минимальным участием педагогов. Кстати, здесь же мы увидели образец детского технического творчества – собранный воспитанником этой школы радиоприёмник.
Замечательные образцы организационно-управленческого проектирования продемонстрировала кандидат педагогических наук, начальник отдела обеспечения развития воспитательных систем и дополнительного образования Ирина Леонидовна Качуро в своём докладе «Город – воспитывающий социум: муниципальные культурно-образовательные проекты». Способом соорганизации этого управленца в сфере допобразования с партнёрами является разработка технологической карты проекта совместно с представителями общественных, научных, военных организаций.
Так же проектный подход мы увидели в организации деятельности начальника отдела обеспечения дошкольного образования Юлии Владимировны Наймиллер в докладе о развитии системы дошкольного образования города. Культуросообразность, осмысленность и диалогичность – основные принципы ее работы в отношении инноваций в курируемой ею сфере.
Кроме того, мы увидели выдающихся руководителей с педагогическим призванием: Надежду Алексеевну Андрееву, директора ЦДТ «Гармония»; Лилию Алексеевну Емельянову, директора МБОУ «НОШ № 95»; Людмилу Геннадьевну Грибанову, заведующего МБДОУ ДС N 181; Наталью Борисовну Дмитриеву, заведующего МАДОУ ДС N 100. Главная ценность для этих людей – дети и их развитие. И, конечно, позицию руководителей образовательных организаций поддерживают проектные команды, в составе которых педагоги, представители Комитета по делам образования города Челябинска, родители с активной позицией.
Наряду с несомненными достижениями есть некоторые проблемные места в организации детско-взрослого проектирования, например, отличное от нашего понимание «субъектности» обучающихся. Так же не был представлен опыт проектирования в гуманитарной сфере, что было бы, на мой взгляд, очень интересно, поскольку на протяжении последнего десятилетия я занимаюсь теорией гуманитарного проектирования, которая подразумевает, что основным жизненным смыслом человека становится достижение его призвания. А для этого, наряду с проектным мышлением, необходима постоянная работа по формированию собственной структуры ценностей.
Вместе с тем, общее впечатление очень благоприятное, в системе образования много интересных содержательных наработок, что позволяет рекомендовать опыт города Челябинска другим регионам России.
Надежда Викторовна Малышева,
методист по проектированию Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1561»