Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

14.12.2017

Настройки

Обычная версия

Проект «Инклюзия без границ» поможет педагогам работать без ошибок

07.06.2017

    Главной темой на городском семинаре педагогов по работе с особыми детьми стало обсуждение методов обучения без ошибок. Выстроить сотрудничество и научить малышей навыкам игры, бесконфликтному общению с ровесниками и взрослыми помогут методы прикладного анализа поведения. Открытием для специалистов стал факт, что  новый подход эффективен в обучении не только особых, но и обычных детей, и может применяться не только в учебных ситуациях, но и повседневной жизни.
    Напомним, что педагоги восьми дошкольных муниципальных образовательных организаций Челябинска принимают участие в таких семинарах второй месяц, в рамках общественного проекта «Инклюзия без границ». С инициативой подобных встреч выступила Челябинская областная общественная организация помощи детям «Открытое сердце».  Идею поддержали в Администрации города и Комитете по делам образования города Челябинска.  Теперь сорока педагогам во время встреч со специалистами в области прикладного анализа поведения и  преподавателями Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета предлагают новые методики работы и практические тренинги.
    – Актуальность такой работы легко объяснима, – говорит руководитель проекта, председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. – По российскому законодательству, дети с особенностями развития могут обучаться в том образовательном учреждении, которое выберут их родители. Но фактически лишь единицы детей с ментальной  инвалидностью посещают обычные детские сады. Одна из причин – недостаток у педагогов опыта работы с разными категориями детей в одной группе. В рамках проекта мы рекомендуем, как лучше это делать.
    Так, при подготовке дидактического материала  по учебной программе педагогам предложили каждое задание готовить в двух вариантах: в одной папке – так, чтобы ребенок смог выполнить работу самостоятельно, в  другой – с помощью взрослого.
    Кроме того, участникам семинара  показали, как можно обучать ребенка методом «без ошибок».  Для детей с невысокой концентрацией внимания иногда трудно  выполнять сложные  задания, поэтому  замечание воспитателя или психолога о неверно выполненном задании снижает интерес ребенка к занятию. Простой выход из ситуации дает метод использования подсказок. В самом начале обучения используют подход «рука в руку», затем взрослый оказывает частичную помощь; на следующем этапе ребенку подсказывают с помощью жеста, а на последнем – в ход идет словесная инструкция. Удержать внимание помогает метод жетонных поощрений и визуальное расписание, по картинкам которого ребенок понимает, сколько заданий ему необходимо выполнить и когда он пойдет отдыхать. Чтобы малыш не уставал, время от времени ему предлагают небольшие перемены с полезной  для развития деятельностью: прыжки с мячом,  стрельбу в цель, задания на качелях.
    – Метод «обучение без ошибок» – это система, ориентированная на успех, – объясняет эффективность предлагаемого подхода  специалист по прикладному анализу поведения Марина Пинкус. – Он позволяет  нам обучать любого ребенка без принуждения, помогая осваивать как самые простые способы взаимодействия, так и сложные академические навыки.  Использование этой системы делает любого ребенка увереннее и исключает попытки  уклониться от обучения.  Мы можем сделать сложное легким, если ребенок получит поддержку и помощь в процессе обучения.
    В завершение семинара участники получили презентацию и рабочие тетради с материалами, которые помогут им подготовиться к практическому занятию. На тренинге, предстоящем на следующей неделе, они отработают новые навыки в общении друг с другом, а затем – с участием детей. Дополнительно для участников проекта на сайте организации открытое-сердце.рф работает сервис «вопрос-ответ» и раздел с методическими материалами «Копилка знаний».

Фотогалерея


Смотрите также