Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

22.10.2017

Настройки

Обычная версия

Определены лучшие юные исследователи и экскурсоводы среди активов музеев образовательных организаций Челябинска

09.12.2016

    2 декабря 2016 года в Музее муниципальной системы образования прошел завершающий этап конкурса активов музеев образовательных организаций «История одного экспоната». Юные исследователи представили свои работы и провели тематические экскурсии по мини-экспозициям. Творческим подарком для всех гостей конкурса стало выступление команды Мадины Рафаиловны Мажитовой (МБУДО «ЦТРиГО “Перспектива”»).

    По результатам работы высокопрофессионального жюри, в составе которого были начальник отдела по обеспечению развития воспитательных  систем и дополнительного образования Комитета по делам образования города Челябинска И. Л. Качуро; главный специалист отдела по обеспечению развития воспитательных  систем и дополнительного образования Комитета по делам образования города Челябинска М. В. Клюшникова; заместитель директора МАУДО «ДПШ» И. Н. Рождественская; руководитель городского методического объединения музеев образовательных учреждений города Челябинска, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» Е. П. Якуба; заведующая музейным комплексом ФГОУ ВО ЮУрГГПУ, к. п. н. Н. А. Вахрушева; заведующий кафедрой музееведения и туризма ФГОУ ВО ЧГИК, к. п. н. А. В. Лушникова; заместитель председателя городского Совета ветеранов Б. Я. Розенберг; педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Победа» г. Челябинска П. М. Накрайникова, руководитель Музея муниципальной образовательной системы г. Челябинска при МБУ ДПО «Учебно-методический центр г. Челябинска» А. В. Федорищева; определились следующие победители.

    Среди учащихся 3-6-х классов победителями конкурса исследовательских работ стали: учащийся 5 класса МБОУ «СОШ № 137 г. Челябинска» Демид Морозов («Пушечное ядро – верный друг артиллериста»), учащиеся 6 класса МАОУ «СОШ № 118 г. Челябинска» Алена Кратофил, Ксения Щербатюк («Киноматериалы со съёмок телевизионного фильма “Отряд специального назначения” Свердловской киностудии»), учащаяся 3 класса МБОУ «СОШ № 12 г. Челябинска» Екатерина Юхнина («Панно “Румыния” – память о советском детстве»); в конкурсе экскурсоводов – учащаяся 5 класса МБОУ «СОШ № 38 г. Челябинска» Анастасия Шебалкова («Улицы, асфальт которых разрисован мелом») и учащийся 5 класса МАОУ «СОШ № 130 г. Челябинска» Артур Вахитов («Музей “Блокадное братство”» (обзорная экскурсия)).

    В 7-11-х классах наиболее тщательно, по мнению жюри, исследовали свои экспонаты учащийся 10 класса МАОУ «СОШ № 59 г. Челябинска» Егор Кулев («Воспоминания Михаила Алексеевича Храпко»), учащаяся 9 класса МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» (филиал) Дарья Михайлова («Зримый урок исторической правды»), воспитанник МАУДО «ДПШ» Рушан Гатиятуллин («Исследование удил гуннского времени»); представили наиболее интересные экскурсии – учащаяся 7 класса МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска» (филиал) Валерия Крохалева («Женский угол русской избы»), учащаяся 7 класса МАОУ «СОШ № 112 г. Челябинска» Яна Кокшарова («Герб школы № 112: история создания и современное развитие»), учащийся 9 класса МБОУ «СОШ № 75 г. Челябинска» Сергей Маринин («Саласпилс»).

    Также особо хочется отметить работы: учащегося 5 класса МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» Мирона Лычагова «Солдатская фляжка с надписью «МАНЯХИ», учащейся 9 класса МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» Дарьи Валеевой «Деревянная скульптура “Солдат, в бой!” – память о первой атаке», учащегося 11 класса МБОУ «Гимназия № 48 г. Челябинска» Артура Саитгалина «История школьного табеля»; экскурсии учащейся 10 класса МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» Влады Кошелевой «Поверь в себя, непобедим, кто верит» и учащейся 6 класса МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска» Алены Погореловой «Эвакогоспиталь 3883».

    Конкурс юных экскурсоводов (в рамках конкурса «История одного экспоната») в этом году  прошел впервые. Среди учащихся 3-6-х классов свои экскурсии представили всего 2 человека, 7-11-х классов – 14. Ребята очень серьезно подготовились к выступлениям, использовали презентации, тематические выставки, принесенные с собой экспонаты.

    Члены жюри, в свою очередь, обращали большое внимание на структуру всех выступлений, соответствие названия содержанию; логичность и стиль изложения; полноту, достоверность, точность содержания; владение материалом, компетентность юного выступающего; эмоциональность, коммуникативную культуру, образность языка, артистизм и даже внешний вид.

А вот что говорили сами участники в своих выступлениях:

Демид Морозов:
Я горжусь своей Родиной - Южным Уралом, который всегда был опорным краем державы, кузницей российского оружия, горжусь тем, что имею отношение к славному роду Демидовых, т. к ношу с гордостью имя Демид. Я был бы очень рад, если бы мои предположения о нашем музейном экспонате оказались верными и были подтверждены специалистами –оружейниками и историками. К сожалению, мне пока не удалось получить заключение по физическому и химическому составу экспоната. Возможности школьного кабинета химии ограничены. Нами был сделан запрос в Челябинский государственный университет. Вузовские преподаватели обещали помочь в более детальном изучении этого, несомненно, ценного экспоната. Думаю продолжить свое исследование и в дальнейшем разработать экскурсию по материалам моей работы над историей одного экспоната.

Алена Кратофил, Ксения Щербатюк:
–Мы обогатили фонд материалами, которые выстраивают взаимосвязь одной из центральных реликвий музея – киноматериалами со съёмок фильма «Отряд специального назначения» о жизни и подвиге Н. И. Кузнецова  – с историей Музея боевой славы МАОУ «СОШ № 118 г. Челябинска». Мы изучили и систематизировали собранные данные Интернета и литературных источников по заявленной теме, пополнили фонды нашего музея фактическими материалами (фотографиями, сканами документов, статьями о жизни и подвиге Н. И. Кузнецова, информацией о фильме). Мы сделали результаты нашего исследования достоянием школьной общественности.

Екатерина Юхнина:
В процессе работы над этим экспонатом я узнала много информации о школьной жизни советского периода. Выяснила, что именно в СССР впервые появились (и действуют даже сейчас!) КИДы – клубы интернациональной дружбы. Я узнала, что между советскими и зарубежными школьниками была «дружба по переписке» – своеобразный вариант первой социальной сети. Мне даже немного завидно, что советские школьники жили так интересно: писали друг другу письма, узнавали о жизни других стран, обменивались открытками, сувенирами, фотографиями. Это так трогательно и здорово. Сейчас, когда все общаются в различных социальных сетях, все кажется простым и обыденным. Нет такого томительного ожидания письма, восторга при его получении, при просмотре фотографий.

Также я узнала об отношениях СССР и Румынии. Мне очень обидно за бабушку, что политики разных стран, преследуя свои цели, способствовали разрыву дружбы детей. Я поняла, почему бабушка так бережно относится к этому предмету, ведь это память о ее счастливом советском детстве.

Егор Кулев:
– На основе всестороннего изучения экспоната был определен историко-информационный потенциал мемуаров М. А. Храпко. Это уникальный исторический источник по ряду вопросов: повседневная жизнь в дореволюционной и советской России (описание и сравнение систем образования, быт интеллигентной семьи, семейные ценности и взаимоотношения и др.); история Челябинского тракторного завода в 1930-е гг.; организация поездки советских инженеров ЧТЗ в США; политические репрессии в отношении работников ЧТЗ; условия пребывания в челябинской тюрьме; работа в специальных конструкторских бюро («шарашках»); организация работы по сохранению истории ЧТЗ сотрудниками Литобъединения. Подобные мемуары являются большой редкостью, высоко ценятся историками.

Дарья Михайлова:
– «У вас, как в настоящем музее!» – часто восклицают посетители музея «Река памяти», увидев на стене большое полотно картины Ю. А. Хитрюка «Лейпцигский процесс». Историческая картина, выполненная маслом на холсте, действительно побывала на выставках в Москве и Челябинске, удостоилась высоких отзывов известных историков и художников. Школе картина была подарена вдовой учителя–художника Г. Н. Хитрюк ещё в 2010 году, но именно сейчас мы решили обобщить историю этого выдающегося экспоната. Причин тому несколько: Галина Николаевна недавно передала в дар музею несколько новых экспонатов, связанных с картиной (эскизы, скульптурные миниатюры, письма и документы); режим хранения картины потребовалось скорректировать, чтобы избежать её разрушения; и, главное, в последнее время интерес к картине сильно возрос. Важно обеспечить сохранность экспоната, но ещё важнее – сохранить урок исторической правды, данный нам учителем. Параллели с современностью провести легко: фашизм снова поднимает голову, снова используется ложь. Теперь такие лживые, бездоказательные обвинения называют «фейками». Очень полезным уроком сейчас может стать пример антифашиста, разоблачившего фашистскую ложь.

Рушан Гатиятуллин:
– Занимаясь в клубе юных археологов «Формика», в сентябре 2014 года я принимал участие в археологической разведке на территории Челябинского городского бора (парке имени Юрия Гагарина), где нашел железный предмет, который мы определили как удила. Внешне они выглядели необычно: вместо колец – псалии, бронзовый зажим для ремня. Удила были переданы в Археологический музей Дворца пионеров и школьников г. Челябинска, после чего возникла проблема выяснения культурной идентификации и хронологической датировки найденного предмета…  Изучение позволит получить новую информацию о жизни древних людей на территории Челябинска, в дальнейшем возможно использование атрибутированного предмета при проведении выставок, экскурсий и бесед в археологическом музее ДПШ о кочевниках Южного Зауралья.

Мирон Лычагов:
– Среди многочисленных экспонатов, привезенных из Карелии, в Музее боевой славы школы № 84 есть несколько солдатских фляжек, четыре из них – стеклянные и лишь одна – алюминиевая. По сведениям основателя нашего музея (в настоящий момент руководителя отряда «Медальон») И. А. Новикова, будущий экспонат был найден в 1999 г. Павлом Кутеповым в районе окружения 1217 полка 367 стрелковой дивизии, ближе к автотрассе, в Медвежьегорском районе Республики Карелия. Здесь, неподалеку от станции Массельская, и развернулась трагическая история воинов-южноуральцев, противостоявших финским захватчикам в январе-феврале 1942 года.

Некрашеная армейская фляжка предназначалась когда-то для хранения питьевой воды. Изготовлена из алюминия на «Красном Выборжце» в Ленинграде в 1937 году. На ней есть подпись «МАНЯХИ», выполненная владельцем – бойцом Красной Армии. Объём – 0,75 литра. За счёт того, что фляга серебристого цвета, отражая солнечные лучи, она не давала воде быстро нагреваться. Тыльная сторона фляги плоская. У нас возник ряд вопросов. МАНЯХА – это прозвище от фамилии? Или обозначение родного бойцу населенного пункта? Можно ли определить по выгравированной надписи владельца и узнать о нем еще какую-нибудь информацию? Целью нашей работы является воссоздание истории экспоната.

Валеева Дарья:
– Изучив материалы музея истории школы, мы установили, что автор деревянной скульптуры «Солдат, в бой!» Юрий Владимирович Комлев (выпускник нашей школы 1937 г.) в этой скульптуре запечатлел свою первую атаку, которая оставила в его памяти неизгладимый след. Следовательно, прообразом «деревянного лейтенанта» является сам Юрий Владимирович.

Автор подарил скульптуру нашему музею 19 сентября 1989 г., когда, по приглашению школы, приезжал к нам в День памяти погибших выпускников.

Им, своим одношкольникам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной, и посвятил Ю. Комлев свою работу, о чём свидетельствует надпись на постаменте скульптуры.

Деревянная скульптура «Солдат, в бой!» – это воспоминание наяву, словно стоп-кадр из памяти. Она олицетворяет решимость, храбрость, мужество и надежду на себя и товарищей. Можно смело сказать, что эта скульптура олицетворяет собой героизм обычных солдат в боях Великой Отечественной войны.

Саитгалин Артур:
– История простого школьного табеля смогла поведать об очень сложной и трагичной судьбе немецкого мальчика, который приехал в Советский Союз из нацистской Германии в надежде на лучшую жизнь в первом в мире государстве трудящихся. Его отец Г.Ф. Шварц не принял фашистский режим, установившийся в Германии, и вынужден был покинуть родину, чтобы спасти свою семью.

В Советской России семья обосновалась в г. Челябинске в 1933 году. Герман Шварц и старшие дети стали работать на ЧТЗ. Семье выделили жилье в доме № 6 Инорса в квартире № 2. Карл как самый младший ребенок в семье пошел учиться в среднюю школу №48 на ЧТЗ.

Но настал страшный 1936 год. Все резко изменилось в стране, появились «враги народа», начались аресты как руководителей партии, так и простых людей. Велись репрессии и против немцев. Их обвиняли в шпионаже, предательстве. Не миновала эта беда и семью Шварц. В октябре 1938 года Герман Фридрихович Шварц был арестован за вредительство, а вскоре – расстрелян. Карл бросил школу и пошел работать, чтобы помогать семье. Но семью Шварц ждали новые испытания...».

Фотогалерея


Смотрите также