Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

28.07.2017

Настройки

Обычная версия

Участники конкурса "Учитель года-2015"



Беляева
Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 23
имени В. Д. Луценко
г. Челябинска


Педагогическое кредо участника:
Надо учить не мыслям, а учить мыслить. И. Кант

Из эссе «Моя педагогическая философия»:

Наши дети – это ярчайшее отражение нашего общества вместе с его достоинствами и недостатками. Они приходят в школу совершенно разные, можно сказать, «разноцветные». Я считаю, моя задача, как педагога, воспитать в каждом ребёнке разностороннюю, целеустремлённую, ответственную, культурную личность. Воспитать – значит помочь развиться лучшим качествам характера, вовремя дать толчок творческому развитию в нужном направлении, помочь в трудной ситуации, в ситуации выбора, ведь педагог создан для детей, а не дети для педагога.

Проектируя педагогическую деятельность, я стараюсь представить, какими станут мои ученики к окончанию школы, какими войдут во взрослый мир. Прежде всего, мои воспитанники должны стать образованными. Они должны научиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. Самыми лучшими я считаю занятия, когда мои ученики спорят, сомневаются, творчески работают и принимают самостоятельные решения.

Образование – это процесс узнавания мира, расширения собственных границ мысли все дальше и глубже в окружающий мир. Знание возникает в результате совместной практической деятельности – вот успех современного урока и главное содержание образования.

Ещё одно качество, которое нужно воспитывать в детях, это нравственность. И здесь важную роль играет литература, учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. «Книги делают человека лучше», – писал русский писатель И. А. Гончаров.

Каждый человек должен стремиться к самосовершенствованию, к саморазвитию, поэтому своих выпускников я представляю целеустремленными личностями. Воспитание этой черты начинается с организации самого урока: постановка цели и мотивация – выбор пути достижения цели, анализ результата. И здесь важно, чтобы ребенок ставил перед собой правильную цель, досягаемую для него, чтобы он смог оценить реальные результаты своего труда.

Я не устаю повторять детям: «Проблемы – это благо, они готовят вас к будущей жизни, просто нужно научиться их решать».

Вступая во взрослую жизнь, современный образованный человек, несомненно, должен уметь общаться, быть коммуникабельным. Это еще одно качество личности, которое должен сформировать учитель. Первый опыт в этой области ученик получает в результате общения со своими одноклассниками, работая на уроках в группе, выступая с сообщением перед классом. И здесь важно научить ребёнка правильно и красиво говорить, научить умению увлечь за собой людей, привлечь к себе внимание.

Сегодня, когда от человека требуется умение принять нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству. Зачастую способности не лежат на поверхности. Открыть талант в каждом ребёнке – задача учителя.

И самое главное, учитель должен помнить, что нельзя отделять педагогическую философию от философии жизни. Ведь если будете притворяться перед детьми, они сразу уловят фальшь. Будьте умными, справедливыми, естественными и, самое важное – любите детей. Любовь сама по себе активное движущее начало, а когда работаешь в школе, любовь к детям должна стать основополагающим профессиональным качеством.

Личный интернет-ресурс: http://belyaevamv.blogspot.ru/



Боброва
Мария Дмитриевна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 4
г. Челябинска


Педагогическое кредо участника:
Учить так, чтобы не оставалось равнодушных ребят

Из эссе «Моя педагогическая философия»

«…Тишина. Пятнадцать пар глаз девятиклассников колючим взглядом пронзают молодую учительницу насквозь. Все в ожидании шоу, телефоны наготове…»

Многим молодым людям сложно начинать самостоятельную профессиональную деятельность, ведь хоть ты и дипломированный специалист, впереди еще так много неизвестного. Трудно было и мне, ведь профессия, которую я выбрала, связана с образованием и воспитанием подрастающего поколения, а это, на мой взгляд, в наше время большая ответственность.

Начиная работать с детьми, я стала часто задавать себе вопрос: «Что же я должна сделать, чтобы стать настоящим учителем? Как привить ребятам интерес к иностранному языку? Как сделать так, чтобы моё желание поделиться с ними знаниями пробудило искорку в их душах эти знания получить и впоследствии применить в жизни? Кроме того, важно, чтобы они выросли не только образованными, но и порядочными, воспитанными и хорошими людьми. Как я могу помочь им стать достойными людьми? Обучение и воспитание – это два неразделимых понятия!»

«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» – говорил Л. Н. Толстой.

Прочитав это высказывание, осознаешь, что, обучая и воспитывая детей, каждое мгновение жизни должна учиться самосовершенствоваться. Нужно беспрестанно идти вперед. И, если «у познания нет вершин, как нет предела совершенству», значит, я учу и учусь сама постоянно.

Творчество – это еще одна область, которая тесно связана с работой учителя. Только тогда учить интересно, когда любишь свое дело. Что же значит для учителя любить своё дело? Я думаю, это значит постоянно стремиться к человеческому и профессиональному совершенству, изучать все новое, пополнять свой опыт и пробуждать в своих учениках потребность духовного обогащения.

А что значит для учителя любить детей? Я думаю, это означает так строить работу, чтобы на уроке реализовать себя мог каждый ребёнок. Педагогическая любовь предполагает заботу, гуманное отношение, человеческое тепло и ласку, понимание детских трудностей и проблем. Любить ребёнка – это, прежде всего, признавать в нём человека. Учитель обязан помнить, что за ним неотступно следят глаза ребенка, не умеющего прощать ни малейшей фальши. И еще – равнодушия к своей судьбе. Если учитель честен и справедлив, любит свой предмет и уважительно относится к тем, кому он его преподает, тогда он способен «зажечь» огонек в детской душе, а в наш век интернета и гаджетов – это не так просто.

Я работаю в средней общеобразовательной школе, преподаю английский язык. Могу предположить, что, к сожалению, далеко не каждый выпускник будет на нем говорить в обычной жизни. Но, если выйдя из стен школы во взрослую жизнь, ученик будет не просто «a man» (англ.– человек мужского пола), а «a person» (англ. – личность, человек разумный), то мы, учителя, делаем свое дело не зря.

Личный интернет-ресурс: http://englishlanguage04.blogspot.ru/



Воротынцева
Дарья Николаевна,

учитель английского языка
МАОУ лицея № 102
г. Челябинска


Педагогическое кредо участника:
Прежде чем учить детей, в них нужно зажечь интерес к предмету.

Из эссе «Моя педагогическая философия»

В условиях непрерывного развития современного общества и науки, смены внешнеполитических условий, меняется и ситуация на рынке труда. Государство предъявляет новые требования к выпускникам школ и вузов, а также к учителям и преподавателям, которые играют немаловажную роль в становлении новых кадров. По моему мнению, современный учитель должен успевать реагировать на эти изменения, эволюционировать вместе с новыми концепциями образования и подстраиваться под ФГОС. Введение ФГОС стало резонансным и неоднозначным явлением в системе образования. Эта тема представляется мне крайне актуальной.

Я твердо уверена, что учитель – это человек, который транслирует изменения в потребностях и запросах государства подрастающему поколению. Учитель несет новое, прогрессивное, передовое и не остается в стороне от эволюционных процессов, происходящих в обществе. Он должен сам постоянно меняться.

Все новое – это хорошо забытое старое. Многое из того, что предписывают нам ФГОСы, было и остается реальной частью работы многих учителей. Неужели кому-то кажется новым постулат системно-деятельностного подхода о том, что ученик должен быть вовлечен учителем в активную учебно-познавательную деятельность. О формировании готовности к саморазвитию и непрерывному образованию говорил несколько веков назад Ж. Ж. Руссо: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее». Или мы не знали до этого момента, что образовательный процесс необходимо строить с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся? Учение Песталоцци мы все изучали в университете в рамках таких дисциплин, как педагогика и философия и знаем, что его первый принцип заключался в том, что «…Лишь в той мере мы можем хорошо воспитать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет». Я хотела бы призвать вас не относиться скептически к новым стандартам, они лишь обобщают и более подробно описывают то, что мы уже знали и к чему стремились на уроках.

Новое, чаще всего, представляется нам чуждым, инородным и враждебным, исходя из особенностей человеческой психики. В новой непонятной ситуации мы всегда испытываем стресс. Но часто стресс приводит к активизации внутренних дотоле латентных механизмов и способностей. Представляется логичным, что такой стресс, как например, введение ФГОС поможет открыть скрытый потенциал не только учащихся, но и педагогов.

Я считаю, что новые стандарты смогут оживить систему образования, позволят по-новому взглянуть на то, что мы уже знали, но, возможно, что-то забыли, упускали в своей повседневной профессиональной деятельности. Ничто так не изменчиво, как процессы, происходящие в обществе, и учитель, как никакой другой представитель этого общества, должен своевременно и адекватно реагировать на эти перемены. Он должен быть мобильным и гибким, не бояться препятствий и стрессов, преодолевать любые трудности, чтобы достичь своей благородной цели – воспитать достойного, компетентного, конкурентоспособного гражданина России с активной жизненной позицией.

Личный интернет-ресурс: http://www.public-liceum.ru/liceum/teachers/eng/wdn/



Гайдамакина
Светлана Анатольевна,
учитель биологии
МАОУ СОШ № 98
г. Челябинска


Педагогическое кредо участника:
Нужно любить то, что преподаешь, и еще больше любить тех, кому преподаешь.

Из эссе «Моя педагогическая философия»

Единожды вступив на педагогическую стезю, я осознанно выбрала для себя ежедневные жизненные экзамены: на знание предмета, на эрудицию, психолого-педагогическую тактику, душевную чуткость и, наконец, человеческую мудрость. Когда я пытаюсь ответить себе на вопрос: «Кто я? Что самое главное в моей профессии?», то в памяти возникает суждение об учителе Симона Соловейчика, очень близкое моему ощущению: «Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его работ никто не видит. Он – врач, но пациенты очень редко благодарят его за лечение и, в общем, не хотят лечиться. Он – отец и мать, но не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Учитель не дает готового знания, а вместе с учениками размышляет, сомневается, даже удивляется и с интересом постигает истины в совместном творчестве. Моя миссия – помочь каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывать перед ним ее содержание, восходя вместе на новый уровень развития. Я уверена, что отношения с учениками должны строиться на трех «ВЗАИМО»: взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодействие. В своей педагогической деятельности я руководствуюсь принципом: урок не ради урока, а ради человека. При оценке поведения и достижений воспитанников стремлюсь укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

Я, как учитель биологии, создаю условия для преобразования эгоцентрического мышления, основанного на том, что человек – Бог и Царь природы, в новое, глобальное мышление, которое должно сочетать в себе взвешенность целей и их нравственную направленность, ум и совесть. Как человек, страстно увлеченный своим предметом, поддерживаю в ребенке его желание узнавать новое, стремление обладать знаниями и видеть в них смысл.

Природа вечна, тогда как человеческая жизнь – миг, мгновение. И то, каким будет этот миг, зависит от нас – учителей. Воспитание бережного и ответственного отношения к природе, нравственного поведения во всех сферах деятельности – важнейшая задача любого педагога и, в частности, учителя биологии. Ведь экология – это не только и не столько борьба с мусорными свалками (это будет потом). Сначала нужно расчистить «завалы» в душе человека.

Именно с позиции философии можно установить гармонию между свободой и ответственностью, разнообразием и единством, планетарным и вселенским. Я стараюсь не застыть на пьедестале, а развивать умение наблюдать за собой и за другими, заглядывать в себя и оставаться открытым с учениками. Ученики в результате общения с моим предметом и со мной получают ощущение целостности и единства всего происходящего на земле. И в этом мое учительское счастье!

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках своих учеников.

Личный интернет-ресурс: http://sabiology.ru/



Попов
Алексей Алексеевич
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 74
г. Челябинска


Педагогическое кредо участника:
Дети должны делать, что они хотят, но хотеть они должны то, что хочет педагог. Ж.-Ж. Руссо

Из эссе «Моя педагогическая философия»

Школа – отражение жизни. Сегодня мы живем в новых условиях, которые диктуют нам новые стандарты. Плохо ли это? Вряд ли. В каждой системе, в каждой эпохе есть свои положительные и отрицательные стороны. Природа человека такова, что он всегда будет стремиться к лучшим для себя условиям, и его не стоит в этом винить.

Меняется общество, меняется ментальность граждан и учителей, меняется школа. В наступившем веке главные ценности – уже не драгоценные металлы, не природные ресурсы, а информация, умение ее добывать и обрабатывать. Поэтому и задача школы сегодня – подготовить не просто гражданина, а гражданина способного, развитого, обладающего всеми навыками, необходимыми в жизни, умеющего их применять.

Я убежден, что в основе работы учителя должна лежать ориентация на личность ученика. Поэтому в основу моей педагогической философии составляет личностно-ориентированный подход.

Ребенок приходит в школу, чтобы получить знания. Только вот какие знания? Более двух тысяч лет назад Сенека писал: «…мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сегодня мы должны посочувствовать античному мыслителю и всем, кто может с ним согласиться, поскольку им явно не повезло. Этот печальный опыт еще раз показывает нам, что школа должна все-таки готовить к жизни.

Современным детям во многих отношениях труднее, чем их античным сверстникам. Во времена Сенеки не было телевидения, радио, газет, журналов и уж тем более Интернета, через которые в эфир попадают терабайты информации. Конечно, выучить «Илиаду» наизусть непросто, но, по крайней мере, перед Сенекой не стояли вопросы: что учить, как выбрать нужную информацию, и что с ней потом делать?

Сегодня информация увеличивается в геометрической прогрессии. Можно без труда найти почти любые данные, главное – знать, где искать, как искать, как анализировать и как интерпретировать. Ответить на эти вопросы можно в рамках реализации компетентностного подхода, где задача учителя – не только сформировать знания, умения и навыки, но и научить применять все это и не просто на практике, а в жизни. Среди множества методологических разработок наиболее интересными и эффективными в моей практике стали те, что стимулируют ученика к деятельности, к мышлению, к самостоятельному поиску решения.

Подводя итог этим размышлениям, хочу еще раз обозначить основные положения своей педагогической философии. В основе ее лежит идея, что труд учителя – это труд, заказчиками которого являются родители и государство, а образование – это процесс реализации их заказа.

А значит, как учитель я должен практиковать личностно-ориентированный подход, так как он ориентирован на конкретного ребенка, индивида, а не на абстрактный класс. Дети должны учиться в школе для жизни. Поэтому, я делаю упор на тех методах, которые позволяют сформировать интерес к учебе, к познанию, то есть направить ребят по пути постоянного профессионального роста.

Личный интернет-ресурс:

http://teacherpopov.blogspot.ru/



Рогов
Андрей Юрьевич
, учитель информатики МАОУ СОШ № 153
г. Челябинска


Педагогическое кредо участника:
Чтобы ветер был попутным, надо знать направление, в котором плыть.

Из эссе «Моя педагогическая философия»:

Учитель – добрая и светлая профессия, которая существует с незапамятных времен. Во все времена у человечества был кто-то, кто обучал его, вел по пути получения знаний и просвещения. И во все времена находятся люди, которые берут на себя это весьма нелегкое бремя. А что представляет собой современный учитель? Есть множество сравнений, но мне наиболее близко одно из них – сравнение с солдатом на поле боя, иногда рядовым, иногда командиром, а временами и генералом.

Конечно, сравнение довольно необычно, ведь урок трудно сопоставить с жаром схватки, но это только на первый взгляд. Учитель атакует – задает вопросы, дает задания, объясняет, а ученики защищаются – отвечают, выполняют, слушают. А потом наоборот, вопросы учителю – и вот уже он вынужден защищаться. Чем не пылкая перестрелка?

Мысли ученика – как электрические импульсы – носятся в голове, и тут уже учитель пытается направить их в нужное русло, придать им правильное направление, подобно командиру, который командует своим отрядом и стремиться выполнить свою задачу.

«И это обычный урок?» – спросите вы? Прошли времена, когда урок был исключительно деятельностью учителя. Сейчас ученики принимают не меньшее участие в процессе получения знаний, чем учитель. Когда чувствуется поддержка товарища, когда ты знаешь, что от тебя зависит судьба других людей, которые находятся рядом с тобой, обучение приобретает совершенно другой смысл. И как тут не подумать про солдат, выступающих плечо к плечу на противника, знающих, что соседи слева и справа не подведут! И вот долгожданная победа – знания получены и успешно усвоены – а не это ли то, к чему должен стремиться каждый учитель? И цель у него самая благородная – борьба с настоящими врагами человечества – ленью, жестокостью, грубостью, и борьба эта без права на ошибку.

А теперь посмотрим на учителя современности, призванного, как гласит девиз на латыни «учить учиться». Здесь более уместна другая аналогия – работа маршрутизатора компьютерной сети. Внешне она может быть не очень заметна. Тысячи, нет, миллиарды пакетов пробегают через маршрутизатор за секунду. А он должен уследить за всеми. Каждый направить именно туда, куда ему надо. А если пакет заблудился, то подсказать маршрут. Убери маршрутизатор – и работа всей сети прекратится. Так и учитель должен выделять в учениках их лучшие качества, их «направление» и способствовать их движению вперед, к назначенной цели. Главное – научить выбирать маршрут, следовать своей цели и достигать ее.

Информационное общество, которое нас окружает, настолько отличается от постиндустриального, что человек из недалекого прошлого просто завяз бы в том объеме информации, который обрушивается на человека сейчас. Так почему же мы сейчас свободно существуем в таком обществе? Мы умеем фильтровать информацию. Именно эти навыки выходят на первый план. Вот она, главная задача современного учителя – дать ученику навыки для ориентации в обществе. И чем ближе учитель соприкасается с «реальной жизнью» в обучении, тем проще ученику будет понять, зачем он изучает ту или иную тему. И тогда не будет на уроках вопросов «А зачем мне это надо?»

Личные интернет-ресурсы:
http://andrewrogov.ru
http://lego153.blogspot.ru/



Шалдина
Ольга Александровна,
учитель математики МАОУ лицея № 77
г. Челябинска


Педагогическое кредо участника:
Преумножать добро и красоту.

Из эссе «Моя педагогическая философия»

Десятый класс. Выпускной… Я сижу с аттестатом в руках и размышляю: «Куда пойти учиться?» Любимым предметом в школе был английский, но на факультет иностранных языков слишком большой конкурс… В глубине души я – чистый гуманитарий, но у меня были чудесные учителя математики... Так что у меня, выпускницы физико-математической школы № 37, не оставалось сомнений, что нужно поступать на математический факультет.

Меня и до сих пор удивляет вопрос: «Кем Вы стали бы, если бы не были учителем?» Я была бы педагогом! Не филологом, математиком, физиком, лингвистом, а именно педагогом – человеком, посвятившим себя воспитанию и обучению детей.

Наверное, если бы в нашей современной школе образование и воспитание были разделены, то я стала бы классной дамой. Мне очень нравится общение с моими учениками вне уроков. Мы постоянно в движении! Где мы только не были: Златоуст и Кыштым, «Солнечная долина» и Кисегач, Тула и Санкт-Петербург, Казань и Белоруссия. Нам всегда есть о чём поговорить, что вспомнить, о чём поразмышлять.

Но я – учитель математики. И моя миссия – научить детей думать, размышлять, анализировать, доказывать, обосновывать и делать выводы, а не предлагать им бездумно запоминать огромное количество теорем и формул. Ведь математический стиль мышления необходим человеку любой профессии. Кем бы ни стали мои ученики после окончания школы, им всегда будут необходимы логика и сообразительность, глазомер и фантазия, умение отстаивать свою точку зрения и находить противоречия и ошибки в рассуждениях других. А ведь именно этому мы учимся на уроках математики. «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Для меня это не просто афоризм, а смысл преподавания предмета.

Когда я выпускала свой первый физико-математический класс, я признавалась детям в любви и благодарила за то, что они открыли для меня другую математику. Мы решали с ними разные задачи, открывали новые свойства функций и строили разнообразные графики, выводили тригонометрические формулы и готовились к олимпиадам. Самым сложным для меня тогда была проверка их контрольных работ. Они решали каждый своим способом, а я должна была во всём этом разобраться. Вот так и в жизни: вроде бы каждый из них идёт сегодня своим путём, решает свои жизненные задачи, но насколько они успешные люди и как им интересно друг с другом! Когда мы собираемся, нам не хватает вечера, чтобы каждый рассказал о себе.

Как часто на моих уроках звучит слово «красиво». Наверное, кому-то это покажется странным: какая красота может быть в математике, но мы с детьми понимаем друг друга. И чем интереснее найденный способ решения той или иной сложной задачи, тем уместнее это понятие «красиво».

Я убеждена, что изучение математики помогает понять, что такое «правильно» и что такое «неправильно», что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «красота», настоящая красота. Поэтому моё педагогическое кредо: «Преумножать добро и красоту».

Личный интернет-ресурс: http://77.ucoz.net/

Опрос

Кто был на сайте

Результаты