Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

20.09.2018

Настройки

Обычная версия

Культурологизация детей в годы Великой Отечественной войны на Южном Урале

Великая Отечественная война внесла коррективы во все сферы жизни страны, в том числе и в деятельность общеобразовательных учреждений. Все было подчинено военному времени. Специфика перемен в уральских школах была связана с тем, что территориально Южный Урал находился в глубоком тылу. В данный регион эвакуировали предприятия, госпитали, переселяли людей. Зданий для размещения раненых и рабочих катастрофически не хватало. Под госпитали и общежития для семей военнослужащих, трудящихся предприятий стали использовать школы. В результате приходилось объединять в одном учебном заведении несколько общеобразовательных учреждений, что в свою очередь привело к изменению графика работы школ: вводилась двух-, в большинстве своем трехсменная система обучения. Кроме того, в связи с мобилизацией работников просвещения на фронт в учебных заведениях не хватало педагогических, кадров. Но, несмотря на переезды из одних зданий в другие, изменения контингента учителей, школа продолжала выполнять свои социальные функции: образование и воспитание молодого поколения. Одной из главных задач, поставленных правительством перед школой, было патриотическое воспитание учащихся. На её выполнение был направлен не только учебный процесс, но и внеклассная работа учителей. Большую роль в воспитании патриотизма играла культурологизация ребят, как на учебных занятиях, так и в библиотеках, кружках и т.д.

Работа библиотек в годы войны, как и всей системы образования, была направлена непосредственно на воспитание патриотических чувств у  учеников. Благодаря чему во многих школах практиковались всевозможные выставки книг и газетных статей на тему Великой Отечественной войны, читательские конференции, которые вызывали у ребят большой интерес к внешкольному чтению. В связи с популяризацией тимуровского движения в некоторых читальных залах библиотекари организовывали уголки, посвященные тимуровцам, в которых разъяснялось, кто такие тимуровцы и как они помогают стране.

Для мотивации оказания помощи фронту со стороны школьников актуальным было освещение героической деятельности тыла. Патриотическому воспитанию детей способствовал общий интерьер библиотек, стены которых украшали лозунги: ≪Больше металла фронту≫, ≪Поможем Родине собрать богатый урожай≫, ≪Окружим заботой семьи фронтовиков≫, ≪Учись военному делу≫ и др. В некоторых школах практиковалocь создание библиотечных активов, состоящих из читателей. Руководили активами сами библиотекари, либо пионервожатые. Актив читателей организовывал обмен книг, оформлял библиотеки, подготавливал и проводил читательские конференции. Например, в школе № 25 г. Кургана был создан кружок ≪Друзья библиотеки≫. Дети, занимаясь в кружке, тщательно подбирали материал, посвященный войне в специальные тематические альбомы. Так в альбоме ≪Война и дети≫ было собрано много информации о подвигах пионеров в дни войны. На страницах другого альбома дети художественно оформили материал на тему ≪Помощь фронту со стороны своей школы≫. Ребята создавали плакаты на военную тематику. Например, на плакате ≪Лицо фашизма≫ верхнюю часть венчало: ≪безобразное чудовище-фашизм, шлепающее по лужам крови невинных жертв≫, и его постоянная спутница - смерть. Внизу плаката была нарисована тюрьма в форме фашистской свастики. В центре помещена корреспонденция из ≪Правды≫ о юных партизанах.

Однако в работе школьных библиотек в годы войны были свои трудности. На их деятельности не могли не сказаться изменения, произошедшие в учебных заведениях. Острая нехватка свободных площадей, вызванная заселением эваконаселения, вытесняла библиотеки в неприспособленные для них помещения. Под библиотеки нередко отводили небольшие кабинеты, в которых не хватало места для книжных шкафов, не говоря уже о читальных залах. В военный период имела место проблема обеспечения школ.

Библиотечные фонды не пополнялись, многие книги были в ветхом состоянии. Отсутствовала методическая литература. Было недостаточное количество, а иногда и отсутствие литературы в одних школах для учеников младшего возраста, в других - для детей 4 - 6 классов. Например, в школе № 9 г. Магнитогорска в школьной библиотеке насчитывалось 2460, а в школе № 21 - 770 книг. В основном библиотечный фонд состоял из художественной литературы. Необходимой литературы по сельскому хозяйству в наличии практически не было. Тогда, как перед школой стояла задача обучить школьников навыкам работы на агротехнике и в сельском хозяйстве.

В общеобразовательных учреждениях существовала проблема укомплектования библиотек специалистами. Наличие квалифицированных работников напрямую зависело от заработной платы библиотекарей, которая в годы войны была мизерной. Наиболее распространенной являлась практика совмещения учительской и библиотечной деятельности, которая приводила к тому, что из-за учебной нагрузки библиотекари- совместители уделяли своей дополнительной работе минимально времени. В целом их обязанности сводились к выдаче литературы . Однако из общего правила были свои исключения. Например, в средней школе № 46 г. Магнитогорска библиотекарь проводил беседы с учащимися и организовывал сбор отзывов о прочитанных книгах. Письменные работы ребят оформлялись в альбомы, которые иллюстрировались рисунками учащихся.

Некоторые библиотекари организовывали в читальных залах чтение вслух интересных произведений, вели учет читаемости по классам по рекомендованным спискам. Наиболее слабой стороной в работе школ оставалось внеклассное чтение. Чаще всего работой в библиотеке занимались учителя, то профессионально никто не регламентировал чтение учеников, вот почему к ученикам 5 класса попадало ≪Страдание молодого Вальтера≫, а учащиеся 7 класса читали ≪Преступление и наказание≫. Детей же данные произведения интересовали в основном только потому, что они имели ≪многообещающие заголовки≫. Так как перед школой стояла задача воспитывать в ребятах патриотические чувства, то соответственно читать они должны были литературу на военную тематику прошлых лет и настоящего времени. Да и у ребят она пользовалась большим спросом. Из-за недостаточного количества детских произведений такого плана учителям приходилось брать в библиотеках гороно центральные и местные газеты, в которых нередко печатали отрывки из произведений К.Симонова, А. Толстого и др., а также статьи, рассказывающие об историческом прошлом и о ходе Великой Отечественной войны. Иногда дефицит художественной литературы восполнялся за счет домашних библиотек учеников. Впрочем, несмотря на дефицит литературного фонда, дети стремились к чтению и читали сравнительно много. Например, в 1941 - 1942 учебном году в фонде библиотеки школы № 2 г. Магнитогорска насчитывалось всего 400 книг, а выдано за год было 3458, в школе № 46 общее количество книг составляло 5804, выдано на руки - 71186.

Существенную роль в воспитании учащихся играла деятельность тематических школьных кружков. Задача создания кружков как одной из форм воспитательной работы легла на плечи классных руководителей. В г. Кургане имели популярность кружки хоровые, физкультурные, противопожарной охраны и т.д.7 В школах г. Магнитогорска деятельность кружков была более разнообразной. Помимо физкультурных и хоровых, существовали литературные объединения, где дети знакомились с художественными произведениями, беседовали о прочитанных книгах, посильно помогали библиотекам.

Учащиеся, занимающиеся художественной самодеятельностью, выступали в госпиталях и на утренниках, посвященных какому-либо празднику. В кружках юннатов ребяп проводили опыты по выращиванию картофеля, собирали лекарственные травы. В школе № 43 существовал кружок юных художников, занятия которого проводились еженедельно.

Однако из-за патриотической направленности воспитания школьников, в годы войны широко практиковалось сокращение предметных, ≪мирных≫ кружков. Они уступали место военизированным: в старших классах были организованы кружки по овладению военной техникой (пулеметчиков, гранатометчиков, связистов, истребителей танков), военно-физкультурные секции, где ребята готовились и сдавали нормы на БГТО, юного ворошиловского стрелка, девочки ходили на занятия медсестер. Деятельность данных объединений была направлена на подготовку поколения, владеющего военной техникой и тактикой ведения боя. В 5 - 6 классах стали создавать сельскохозяйственные и агротехнические кружки, так как в годы войны учащиеся часто привлекались к работе на колхозных полях.

Впрочем, работа кружков в школах Южного Урала была организована не повсеместно. Кружки либо не создавали, либо они работали не систематически или начинали действовать только перед каким-либо общегосударственным праздником.

Причин тому несколько. В некоторых школах наблюдалось халатное отношение учителей к данной деятельности. Кто-то из них, вследствие загруженности, просто не успевал организовать внеклассную работу. Были случаи, когда отдельные директора школ не контролировали работу кружков. В иных школах кружковая работа была поставлена плохо из-за отсутствия материальных средств, необходимых для их существования. Но

чаще всего причина состояла в том, что из-за трехсменной работы школ не было свободных кабинетов для проведения занятий кружков.

Культурологизация детей происходила и во время их отдыха. На зимних каникулах в школах, интернатах, пионерских клубах проводились новогодние елки, где школьники показывали лучшие номера художественной самодеятельности. В свою очередь художественные коллективы клубов и театров, где проводились новогодние елки, также готовили выступления для детворы, давали концерты городские симфонические оркестры3. Руководство школ организовывало встречи детей с героями Великой Отечественной войны, писателями, работниками искусства. Например, в гости к магнитогорским школьникам с концертами приезжал мастер художественного слова артист Челябинской филармонии Д.С. Станкевич. Его репертуар состоял из отрывков произведений классиков русской литературы A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.4.

Учителя осуществляли плановое посещение концертов, кино, драматических и кукольных театров с репертуаром соответствующим возрастам школьников. В годы войны в кинотеатрах демонстрировались фильмы как на военно-патриотическую тему (≪Тимур и его команда≫, ≪Красные дьяволята≫ ≪Поезд идет в Москву≫, ≪Юность командиров≫, ≪Оборона Царицына≫), так и литературно-художественные (≪Доктор Айболит≫,

≪Василиса Прекрасная≫, ≪Волшебное зерно≫, ≪Принц и нищий≫, ≪Сказка про Емелю≫ и др.). В магнитогорском театре им. A.C. Пушкина выступал Ленинградский театр кукол и марионеток, были поставлены спектакли ≪Батальон идет на Запад≫, ≪Хрустальный башмачок≫ и ≪Снегурочка≫ по А.Н. Островскому. Учителя и массовики организовывали в кинотеатрах массовые игры, эстрадные концерты. Школьников сельской местности, воспитанников детдомов и интернатов обслуживали кинопередвижки.

В дни летних каникул в городах Южного Урала открывались детские площадки и парки. Например, в парке Металлургов в г. Магнитогорске при центральной детской площадке были созданы кружки художественной самодеятельности, вышивки и лепки. В течение лета практиковались конкурсы среди детей на лучшие рисунки, рассказы, стихотворения, вышивку на тему ≪Великая Отечественная война≫. В августе комсомольцы

подводили итоги данных мероприятий и организовывали выставку лучших работ. В 1942 г. в Челябинске был открыт детский парк на Алом поле. Для культурного обслуживания детей была установлена летняя эстрада, оборудована библиотека-читальня. Силами педагогов, массовиков и баянистов были созданы изокружок, детская техническая станция, кружок художественной самодеятельности1.

В Домах пионеров и в школах Южного Урала практиковались выступления групп художественной самодеятельности в госпиталях. В 1941 - 1942 учебном году школой № 1 г. Кургана учащимися в госпиталях было проведено 16 концертов2. В отчете обкома ВЖСМ о деятельности с июня 1941 г. по июнь 1945 г. сказано, что, обслуживая бойцов Красной Армии, находившихся на излечении в госпиталях, учащиеся школ дали для них

свыше 35 тыс. концертов художественной самодеятельности3. Школьный ансамбль областного Дома художественного воспитания детей г. Челябинска за семь месяцев войны провел в госпиталях, воинских частях и в школах 78 выступлений. В адрес ансамбля приходили благодарственные отзывы командования воинских частей, руководства эвакогоспиталей и бойцов Красной Армии. ≪Подкупающая задушевность исполнения, чувства исполнителей, передаваемые зрителям, прекрасный репертуар, не лишенный, мастерства исполнения≫ не оставляли равнодушными зрителей.

Таким образом, работа общеобразовательных учреждений Южного Урала в годы Великой Отечественной войны продолжала выполнять свои социальные функции: образование и воспитание детей. Однако доминирующей задачей в педагогическом процессе стало патриотическое воспитание школьников. Важнейшим средством ее реализации было приобщение детей к культурным ≪военным≫ ценностям Советского Союза. В процессе культурологизации были задействованы учебная и внешкольная работа, библиотеки, кружки, самодеятельность, театры, кино и др. В целом дети были настроены активно, несмотря на трудности (отсутствие литературы, кабинетов, времени и внимания со стороны учителей) дети по собственной инициативе при помощи актива библиотек, пионеров и комсомольцев занимались творческой деятельностью. Подводя итог, необходимо учитывать, что, находясь в тылу страны, дети Южного Урала помимо учебы в школе были задействованы в сельскохозяйственных работах, в сборе металлолома, лекарственных трав и т.д.

Опрос

Кто был на сайте

Результаты
Августовская конференция работников образования
100-летие системы дополнительного образования
Вернисаж на Алом поле
Календарь мероприятий
Летняя кампания
Акция Подросток
Государственная итоговая аттестация – 2018
Приём детей в образовательные организации
Проект "Школьный гольф"
Анкета