Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

20.10.2018

Настройки

Обычная версия

Семёнова Ольга Сергеевна

Вы знали, что в Центре внешкольной работы есть кружок по техническому конструированию? Нет? Я тоже не знала до того, как посетила клуб «Спектр» и познакомилась с Семёновой Ольгой Сергеевной – педагогом, который работает в клубе всего лишь с сентября этого года. Но, несмотря на такой маленький срок, Ольга Сергеевна и её ученики здорово конструируют и занимают призовые места. По образованию Ольга Сергеевна – педагог начальных классов, родилась в Екатеринбурге, училась в Шадринском государственном пединституте. С детьми работает 40 лет. Любит писать стихи для своих внуков и иногда вязать в свободное время. Именно с таким человеком я познакомилась недавно.

– Какие самые важные навыки дают детям ваши занятия, о чем они узнают?

– Я считаю, что такие занятия развивают пространственное мышление, логику. Мелкую моторику рук. Творческое воображение. И я стараюсь, учу ребят творчески осмысливать окружающий мир. На каждом занятии я обязательно знакомлю детей с историей. Вот, допустим, самое первое занятие – Каменный век. Самая простая поделка для первоклассников – это вертел, приспособление для жарки мяса на костре. Вертел они делают из металлического конструктора. А после каменного века мы идём дальше по векам. Бронзовый век, там люди изобрели какие-то средства передвижения. Придумали парус, лодку. В следующем веке люди изобрели колесо и сухопутное средство передвижения. Первые века люди передвигались по воде. А потом начала развиваться наша цивилизация. И летательные аппараты. Вот сейчас мы как раз готовимся к конкурсу «Моя Вселенная». Естественно, тут у нас уже всякие летательные аппараты, зонды космические, станции, ракеты…

– Мальчики и девочки одинаково интересуются техническим конструированием?

– В основном мальчики. У меня вот 30 мальчиков. 3 группы по 10 мальчиков в среднем.

– Самая лучшая модель, которую собрали ваши ученики?

– Трудный вопрос. Модели, в общем-то, все любимые. Всё, что дети делают своими руками, они не просто собирают. Они ещё и защищают свою поделку.

– То есть, они предоставляют свою модель и рассказывают о ней, как о проекте?

– Да, да. Рассказывают перед детской аудиторией. Я учу их защищать свою работу. Поэтому считаю, что у нас нет лучшей работы, все любимые. Все удачные.

– Чем такое конструирование отличается от ЛЕГО, скажем?

– Ну, ЛЕГО – это более «продвинутая» конструкция. Мы используем, в общем-то, самые простые материалы. Начиная с металлического конструктора. В первый год ребята приходят, и я им рассказываю об истории изобретательства: знакомлю с именами людей, которые изобретали что-то, когда-то в течение всей истории нашей страны, да и не только нашей. Материалы у нас самые простые: бумага, картон, обычный конструктор. Детали ЛЕГО мы практически не используем. У нас конструктор «ЗНАТОК», электронные схемы собираем. И разные подручные материалы, например, потолочная плитка очень хорошо идёт.

– Как проходят конкурсы, в которых вы участвуете, что вы на них представляете?

– Я пришла 15 сентября, а через полтора месяца, в ноябре мы уже участвовали в первом конкурсе. Это были районные соревнования по начальному моделированию и конструированию. Подготовили группу из 3 человек, там 3 номинации были и групповой зачёт. И ребята выступили отлично, по району 2 место в номинации «Конструктор «ЗНАТОК», где надо было собрать схему. В декабре мы готовились ко всем новогодним конкурсам, «Новогоднему переполоху» и «Рождественской мечте». Далее в феврале мы участвовали в городском конкурсе по начальному техническому моделированию во Дворце пионеров и школьников, где я подготовила группу уже из 4 человек, каждый из них участвовал в своей номинации, «Леготехника» там, кстати, тоже была. Один из моих ребят занял 1 место в номинации «Архитектор», а в командном зачёте мы получили 3 место в городе.

– Столько конкурсов!

– Да, они у нас каждый месяц практически. Я стараюсь, чтобы дети участвовали во всех. В марте ­– «Город мастеров», в апреле открытие конкурса по техническому моделированию во  Дворце пионеров, мальчик уже прошёл заочный этап по итогам викторины, и его допустили к следующему, очному этапу.

– Почему вы решили стать педагогом по техническому конструированию?

– Я никогда не думала, что буду заниматься именно с мальчиками и конкретно техническим моделированием. Так получилось, что меня сюда пригласили поработать 5 лет назад. Я, уже будучи на пенсии, просто отдыхала, занималась внуками. И я согласилась. Думала, получится – буду работать, не получится – не буду. Тогда я проработала год. А потом уволилась, потому что внучку в первый класс некому было водить. И вот сейчас повторно меня пригласили работать. Получилось. И результаты хорошие.

– Чем вы занимаетесь в свободное время?

– В свободное время занимаюсь внуками. Люблю вязать, люблю почитать, люблю стихи писать. Писать – это моё увлечение с юности. Но там были такие стихи, романтические. А сейчас мои стихи связаны с детьми, в основном посвящены моим внукам, чтобы воспитать в них дружелюбие, доброе отношение к животным, вообще к природе. Такая тематика. Я даже написала для них небольшой сборник, который сделан полностью своими руками.

– Когда дети собирают модели, они делают это по парам или по одному?

– Бывает, и парами, бывает, и по одному. Очень часто они парами работают.

– Во время работы в парах у детей не возникают конфликты?

– Нет. Наоборот, они помогают, подсказывают  друг другу и обсуждают всё. Как говорится, один ум хорошо, а два лучше. Они всегда находят точки соприкосновения и парами работают в основном. У нас ещё бывают элементы соревнования на занятиях. Допустим, за одним столом одна команда сидит. За другим – другая. Выбираем капитана команды, и он старается поддерживать дисциплину в команде и смотрит, чтобы все ребята были заняты делом. А в конце мы смотрим, какая команда у нас по всем показателям лучше, по итогам работы.

– Сколько может собираться одна модель?

– Модели разные, в зависимости от сложности. Бывает и до трёх занятий. Можно и за одно собрать, если несложная модель. Металлический конструктор дети собирают на одном занятии и разбирают на другом, потому что в конце занятия мы выставку работ проводим. Выбирают также все вместе наиболее удачные работы.

– Ребята, которые занимаются у вас, только из младших классов?

– Да. Это младшие классы. У старшеклассников другие интересы. Здесь, в общем-то, и программа рассчитана на младшую школу, нацелена на развитие мелкой моторики рук. Чтобы дети могли длительное время держать ручку, карандаш в руках. Это для школы нужно.

– Можете рассказать, как изготавливается картонная модель?

– Да. Из картона делаем модели автомобиля, это занимает 3 занятия. На первом дети получают шаблоны и изготовляют развёртку автомобиля. На втором занимаются оформлением этой развёртки. То есть, нужно нанести линии, рисунки. Дети работают с помощью таких инструментов, как карандаш, ножницы, линейка. И они делают оформление. Выбирают сами: либо это цветные карандаши, либо краски, а, может быть, в виде аппликации из цветной бумаги. И на последнем, заключительном занятии дети уже занимаются сборкой, то есть все детали склеивают и крепят колёса.

– На конкурсах дети сами представляют свои работы? В таком маленьком возрасте?

– На конкурсах они сами защищают свои работы. Я их с первых дней этому учу. Каждый урок подготавливаю. Перед группой своей они рассказывают, учатся. Как сделал, что сделал. Они даже названия сами придумывают для работ.

– Но тематика даётся одна?

– Тематика одна. Вот, допустим, вчера наша тема была «Разные виды кузовов». Ребята собирали кузов «Кабриолет». И вспомнили сами, что колесо изобрели и были первые повозки, и название у них было тоже «кабриолет». А сейчас легковой автомобиль так называется. Дети собирали и в конце занятия выходили защищать свою работу. Вдвоём делали – вдвоём выходят. Они договариваются, кто что будет говорить. Один мальчик назвал свою модель «Скутер». Все запротестовали, что «Скутер» – это мотоцикл. Он сразу сел и сказал: «Ладно, я другое название придумаю».

– Откуда вы знаете столько исторических фактов?

– Читаю. Я же в свободное время читаю. И к занятием подготавливаюсь. Потом, я рассказываю и об изобретателях. О том, что раньше наши бабушки на стиральной доске стирали, воду носили. Сейчас, видите, как человечество шагнуло вперёд: в стиральную машину забросили и выстирали бельё, даже руки не замочили. Причём дети узнают не только, кто такой физик Попов, или Гагарин, или Курчатов. С этими фамилиями их, в общем-то, и в школе знакомят. А мы на наших занятиях...  Вот, например, кто изобрёл велосипед?

– Не знаю.

– А изобрёл его простой крестьянин Артамонов. Вот с такими, малоизвестными людьми знакомлю. Простой, российский крестьянин жил в глубинке, в какой-то дремучей деревушке. И он изобрёл велосипед. Такой скачок в развитии, в изобретательстве был в 18-19 веках. И  получилось, что одновременно в разных странах велосипед придумывали, и не только в России. Так что, кто первый – спорный вопрос, но ребята знают, что именно в нашей стране это был Артамонов.

Беседовала Жанна Клайн, 7 класс

Опрос

Кто был на сайте

Результаты
Конкурсы профессионального мастерства
100-летие системы дополнительного образования
Вернисаж на Алом поле
Календарь мероприятий
Летняя кампания
Акция Подросток
Государственная итоговая аттестация – 2018
Приём детей в образовательные организации
Проект "Школьный гольф"
Профориентация